Продолжатели хоровых традиций - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

 

Хоровые традиции в нашем Отечестве не менее важны, чем семейные ценности или экономика. Искусство хорового пения с одной стороны общедоступно, что создает условия для единения широких народных масс,  с другой – элитарно: порой не каждому человеку по силам освоить и воспроизвести на должном художественном уровне богатство мирового певческого наследия. Но не беда – для этого ведь и существуют профессионалы.

Один из лучших хоровых коллективов России, Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря, выступил с концертами в Саратове и Рязани. Выступления прошли на областных филармонических площадках.

Хор существует по историческим меркам сравнительно недавно, со времени возрождения Новоспасского монастыря – древнейшей монашеской обители Москвы, но почти за четверть века своего существования снискал авторитет одного из высокопрофессиональных и любимых мужских церковных коллективов.


Звучание хора с первых нот поражает яркостью музыкальных красок, строгостью и монолитностью. Все голоса идеально интонационно и динамически выстроены, отчего при прослушивании возникает и сохраняется четкое ощущение объемности и многомерности музыкальной ткани. Широта динамического диапазона может удивить даже искушенного слушателя: коллективу одинаково подвластны и деликатное пластичное pianissimo, и громогласное тройное forte.

Основу репертуара Хора Новоспасского монастыря составляют как светские, так и духовные православные сочинения. После полувекового запрета церковной культуры в России любители духовной музыки могут беспрепятственно наслаждаться живым исполнением шедевров Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова. Успешно гастролируя в России и за рубежом, Хор Новоспасского монастыря неизменно дарит слушателям возможность услышать музыку русской композиторской школы, исполняемую в храмах и монастырях Русской Церкви.

Пришедшие на концерт этого коллектива могут услышать и редко звучащие как в храмах, так и в концертных залах, произведения. Например, духовные канты и гимны, концерт А.Г. Житникова «Суд над Христом» или песнопения из цикла Павла Чеснокова «Во дни брани» (последнее произведение очень редко целиком  исполняется мужским составом, но довольно популярно среди смешанных православных хоров).


Коллектив не ограничивается исполнением только церковных песнопений и духовных опусов композиторов, давно признанных классиками, но включает в свой репертуар сочинения современных авторов – Г.Свиридова, митрополита Илариона (Алфеева), В.Волкова, а также продолжателей богатейших традиций классиков в XX веке – Н.Голованова, Н.Озерова, А.Третьякова, А.Косолапова, демонстрируя тем самым преемственность и жизнеспособность духовного направления в музыке. Прекрасно справляется и с русскими народными песнями. Так знаменитая «Эй, ухнем» у Хора Новоспасского монастыря звучит по-исполински могущественно и внушительно, а мелодически витиеватая «В темном лесе» энергично и бодро. Хотя включение в духовные концерты русских народных песен кому-то на первый взгляд может показаться неуместным, в действительности же оно органично и вполне обоснованно: как известно, два главных истока русской музыки –  это православные песнопения в их исконных одноголосных распевах и народный музыкальный фольклор.

Стремление показать преемственность традиций сквозь призму истории позволило коллективу включить в программу пронизанную интонациями русской народной музыки красивую и технически сложную песню Бориса Чайковского «Зелен луг», написанную специально для знаменитого кинофильма «Женитьба Бальзаминова». Также в репертуаре есть ряд исторических и военных песен, среди которых  знаменитая матросская песня «Варяг» (оригинальное название «Памяти «Варяга»), неизменно вызывающая эмоциональный отклик у слушателей.

А. Турищев, слова Р. Грейнц в переводе Е. Студентской. "Памяти "Варяга".
Хор Новоспасского монастыря под управлением Станислава Попова.
Рязанская областная филармония. 1 декабря 2015 года

Мужским хором Новоспасского монастыря руководит Станислав Попов, который во время выступлений мастерски сочетает ипостаси дирижера и ведущего программы, не только объявляя концертные номера, но и приглашая любителей музыки по-новому взглянуть на исполняемое. Уверенная, динамичная манера управления хором Станислава Попова предельно точно передает характер произведений, его императивные дирижерские жесты отличает  графическая четкость и мощь.

Ведущий солист Хора Новоспасского монастыря, лауреат международных конкурсов Константин Бойко своим богатым и сочным тембром запоминается буквально с первых звуков. Слушатели очень тепло воспринимают образность драматического исполнения настоящего русского баса.

Солист - Константин Бойко

Горячий прием публики, сила аплодисментов красноречиво доказывают интерес и востребованность Хора Новоспасского монастыря не только в прикладной церковной, но и в академической музыкальной среде.  По традиции хор заканчивает свое выступление исполнением «Многолетия», желая тем самым  всем присутствующим благоденственной и мирной жизни на многие годы.

В нынешнее непростое для России время искусство Хора Новоспасского монастыря, как и других церковных коллективов, выступающих на светских концертных площадках, в теле- и радио- эфире, становится духовной скрепой для народов нашего государства, возвращая современников, лавирующих в многообразии всевозможных музыкальных направлений и предпочтений, к забытым корням – отечественной музыке, исторически уходящей в глубь веков,– и убедительно напоминая о традиционных для русского человека ценностях и незыблемости духа. Достаточно вспомнить, что с конца XVIII века русские композиторы так или иначе обращались к церковной музыке, находя в ней источник вдохновения и создавая удивительные по своей красоте творения.  Эта музыка всегда была неотъемлемой частью человеческой жизни, неся на себе печать самобытности русской национальной культуры. И как бы хотелось, чтобы связь времен не прерывалась! «Я люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка», – писал С.В. Рахманинов.

Наталия Сергеева

Вернуться к списку новостей