Оркестры и хоры РГМЦ



Симфонический оркестр радио «Орфей»

Важнейшая просветительская миссия коллектива – популяризация музыки современных российских композиторов, многие из которых были представлены на Международном конкурсе «Трибуна современной музыки», проводимом под эгидой ЮНЕСКО.  Руководит коллективом яркий представитель отечественной дирижёрской школы заслуженный артист России Сергей Кондрашев.





Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева

Легендарный коллектив, созданный победной весной 1945 года. Гордость оркестра – это репертуар, «золотой фонд» советской эстрадной песни.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России композитор Александр Клевицкий.




Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом. Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока...




Академический хор русской песни

Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Выступления хора – это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов. Художественный руководитель хора – Николай Азаров. Главный хормейстер - Андрей Азовский.


Танго номер один Специалисты утверждают, что танго возникло в Аргентине в конце XIX столетия, когда в страну хлынул поток эмигрантов из Европы. Ехали, разумеется, не от хорошей жизни и, естественно, оседали в Буэнос-Айресе, в самых бедных районах. Там они смешивались с представителями аргентинского «дна» – сутенерами и прочими мелкими преступниками. В этих бедных предместьях (они назывались аррабалями) и родилось аргентинское танго – гремучая смесь андалусийского танго, кубинской хабанеры и аргентинской милонги.

Благодаря Астору Пьяццолле, танго, которому он посвятил 50 лет своей жизни, обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями, различными новшествами ХХ столетия,  превратилось в серьезную музыку, которую слушают, а не танцуют. Но этот ниспровергатель традиции, создатель "nuevo tango", бережно отнесся к музыкальному материалу, доставшемуся ему в наследство. А наследство, надо отметить, было очень и очень богатым…

Однако в первое время танго не выходило за пределы публичных домов в аррабалях. Затем благодаря шарманщикам и музыкантам из иммигрантской среды оно постепенно проникло в кафе и на улицы южных окраин Буэнос-Айреса, населенные более приличной публикой.  Мелодия и текст танго были проникнуты эротизмом и тоской по Старому Свету, разочарованием и горечью разбитых любовных надежд.

 


Улицы Буэнос-Айреса,
Вы – сердцевина моего сердца.
Не бодрые проспекты,
Замученные спешкой пешеходов,
А вы, переулки тихих предместий,
Вы, незнакомые с кроткими кронами деревьев,
Улицы окраин,
Где мрачные лачуги,
Подавленные бессмертным пространством,
Боятся утонуть в долгом просторе
Равнины и неба.
Всем, кто истосковался по живой душе человечьей,
Вы обещаете счастье;
На ваших перекрестках братаются жизни,
Вырвавшиеся на волю из заточения квартир,
Низкий поклон вам хотя бы за то, что по вашей брусчатке
Шагает с решительностью заблужденья
Надежда…

(Хорхе Луис Борхес) 


 

В обществе не было единодушной точки зрения на феномен танго. Одни, как, например, аргентинский поэт Леопольдо Лугонес, называл танго «гнусной рептилией, рожденной в публичном доме», по мнению других танго являлось самым полным выражением аргентинского характера. В Англии танго объявили танцем, «демонстрирующим деградацию нравственности», а во Франции,  несмотря на негативное отношение Парижского архиепископа, танго увлеклись все. Кстати, Александр Куприн, впервые увидевший танго в Ницце в 1913 году, писал, что это очень красивый танец, и что наряду с первобытным сладострастием в нём много очарования и изящества: «какая стройность поз, какая хищная и страстная сила в движениях», – писал Куприн.

В 20-е годы 20-го века в Аргентине появился певец Карлос Гардель, самый знаменитый исполнитель танго на сцене и на экране. Именно он превратил танго в национальный символ. И именно он явился создателем tango cancion – баллады, которая предназначалась для слушания (это было как раз то, к чему стремился Пьяццолла). Благодаря Гарделю танго завоевало не только Аргентину, но и Европу, и Америку.

После Гарделя, погибшего в авиакатастрофе в 1935 году, не было особо ярких личностей, пока не появился Астор Пьяццолла. Преодолевая сопротивление отечественных пуристов, он смело стал трансформировать танго: создав октет, он ввел в ансамбль электрогитару и ударные, он позволял гитаристу импровизировать, он трактовал фортепиано как очень самостоятельный инструмент. Позднее он создал замечательный квинтет Nuevo Tango (бандонеон, скрипка, фортепиано, электрогитара и контрабас), через несколько лет – еще один квинтет. Пьяццолла гастролировал с этим квинтетом по всему миру, собирая тысячные аудитории, общался с выдающимися музыкантами, записал прекрасный альбом со знаменитым Кронос-квартетом, сотрудничал с Гарри Маллиганом, написал Le Grand tango специально для Мстислава Ростроповича…

Сегодня композиции Пьяццоллы звучат повсеместно и в самых разных аранжировках и транскрипциях. Например,  танго Пьяццоллы "Adios, Nonino". История его создания такова: в 1959 году во время гастролей в Пуэрто Рико композитор узнал о смерти своего отца, Vicente “Nonino” Piazzolla. Музыкант вернулся в Нью-Йорк, где жила его семья, и там написал это танго. Много позже, в 1990 году в одном интервью Пьяццолла сказал: «Adios, Nonino – это танго  номер один. Я тысячу раз пытался написать нечто лучшее, но не смог». На сегодняшний день существует более 170 транскрипций, обработок и переложений этого танго различными музыкантами.

 

Фаина Коган