Оркестры и хоры РГМЦ



Симфонический оркестр радио «Орфей»

Важнейшая просветительская миссия коллектива – популяризация музыки современных российских композиторов, многие из которых были представлены на Международном конкурсе «Трибуна современной музыки», проводимом под эгидой ЮНЕСКО.  Руководит коллективом яркий представитель отечественной дирижёрской школы заслуженный артист России Сергей Кондрашев.





Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева

Легендарный коллектив, созданный победной весной 1945 года. Гордость оркестра – это репертуар, «золотой фонд» советской эстрадной песни.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России композитор Александр Клевицкий.




Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом. Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока...




Академический хор русской песни

Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Выступления хора – это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов. Художественный руководитель хора – Николай Азаров. Главный хормейстер - Андрей Азовский.


История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

 

Вдохновитель и идеолог «Мира искусства» Александр Николаевич Бенуа был живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Еще Бенуа известен как выдающийся историк русского и западноевропейского искусства, теоретик и яркий публицист, проницательный критик, несравненный знаток театра, музыки и хореографии, крупный музейный деятель. Среди современников он прослыл эстетом - живым воплощением духа артистизма.

Портрет Александра Бенуа. 1924 г. Художник Г.С. Верейский

Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора, и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Искусство являлось наследственностью в его семье. Прадед Бенуа, по материнской линии К. А. Кавос, был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве,старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист.

Слева: эскиз костюма к постановке «Спящая красавица», 1953 / Справа: Доктор, сопровождающий Минерву. Эскиз костюма к постановке «Свадьба Психеи», 1928

В своих воспоминаниях художник особенно подчеркивает, что в детстве он был переполнен театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности»; именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.

Слева: Минерва. Эскиз костюма к постановке «Свадьба Психеи», 1928 / Справа: эскиз театрально костюма. 1921

Интересно, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» взглядов. Решение стать художником созрело у него очень рано, но после недолгого пребывания в Академии художеств, принесшего только разочарование, Бенуа решил получить юридическое образование в Петербургском университете (1890-94 гг.), а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своей собственной программе.

Слева: эскиз театрального костюма. Начало ХХ в. / Справа: Полина. Эскиз костюма к опере «Пиковая дама», 1920-е гг.

Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка в рисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, обучавшихся в Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции.

Слева: Ведьма. Эскиз костюма к постановке «Спящая красавица», 1957 / Справа: эскизы костюмов внука и внучки княгини, 1921. Балет «Петрушка» на муз. И.Ф. Стравинского

Особо любимый им период в истории искусства – барокко. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться»... Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. Нарисовать, не прибегая к документам, какого-нибудь современника Людовика XV мне легче, мне проще, нежели нарисовать, не прибегая к натуре, моего собственного современника. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности»...».

Слева: эскиз костюмов к постановке балета «Болеро», 1928 / Справа: рисунок занавеса к постановке «Турандот»

Бенуа довольно много работал в жанре станковой живописи и графики, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а еще менее - мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Поэтому его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая сменяющие друг друга архитектурно-пейзажные декорации и тщательно разработанные мизансцены.

Эскиз декорации к драме А. Дюма «Дама с камелиями». 1923

Несомненно, театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением, ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Говоря о нем, проявившем себя во многих жанрах - в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре,- прежде всего, вспоминается театральный художник Александр Бенуа – мастер декорационного искусства. Выполненные им многочисленные декорации и костюмы демонстрируют исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений.

Эскизы костюмов для постановки мистерии А. Онеггера «Императрица скал» по драме Сен-Жоржа де буэлье, 1927 г. Франческа (слева), Нофли (справа)

Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Его детской мечтой было стать театральным художником. К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету, и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Бенуа был приглашен главным художником и работал над спектаклем вместе с К. А. Коровиным, Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере и В. А. Серовым, однако из-за ссоры Дягилева с Волконским балет так и не был поставлен (об этом мы уже говорили. См. статьи о Льве Баксте- части 28, 29).

Эскизы костюмов для постановки мистерии А. Онеггера «Императрица скал» по драме Сен-Жоржа де буэлье. 1927 г. Отон (слева). Сцена в лесу (справа)

В 1900 году Бенуа дебютировал как театральный художник, оформив одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре Петербурга. Но полноценный настоящий дебют Бенуа в качестве театрального художника состоялся в 1902 году, когда ему было поручено оформить постановку оперы Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Вслед за тем им были выполнены эскизы декораций к балету Н. В. Черепнина «Павильон Армиды» (1903 г.), либретто которого сочинил он сам.

Эскиз декорации для спектакля «Oriane». 1935

Бенуа был особенно внимателен к историческим деталям, что являлось отличительным признаком его декораций и костюмов. Например, в «Павильоне Армиды» Бенуа воссоздал великолепную, энциклопедически точную картину эпохи Версаля. Успех художника в «Павильоне Армиды» подтвердил его художественное призвание, и он был вовлечен во множество театральных постановок.

В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге. Для этого театра художник создал прекрасный занавес. А уже на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».

Эскизы декораций для спектакля «Sagesse» по пьесе Поля Клоделя, 1938. Пуствня, 2-я картина

Александра Бенуа очень привлекали балетные постановки. В конце концов этот жанр стал страстным увлечением и по его инициативе, а также при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже. Речь идет о знаменитых «Русских сезонах». Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части, но одновременно исполнил оформление к еще нескольким балетным спектаклям («Сильфиды», «Павильон Армиды» -оба 1909 г.), «Жизель» (1910 г.), «Соловей» (1914 г.).

Эскизы декораций для спектакля «Sagesse» по пьесе Поля Клоделя, 1938. Город, 3-я картина

Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г.). Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Вскоре после этого зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913 г.) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он прекрасный режиссёр-психолог и великолепно и сразу схватил все наши приёмы и увлёкся ими. Очень трудолюбив. Словом – он театральный человек». Выбор спектаклей, которые Бенуа режиссировал и оформлял в МХТ, весьма характерен и не случаен. Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И.К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный, изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище.

Декорация с готическим архитектурным мотивом и мизансценой

В последние предреволюционные годы (1911-1917 гг.) Бенуа, был занят, в основном, работой в театре.

Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки. Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. А вектор такому движению первым задал герой этой статьи. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая – страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру… Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд…».

Эскизы костюмов к мистерии «Императрица скал», 1927. Слуга в синих чулках (слева). Палач (справа)

Бенуа пытался работать на императорской сцене, создавая декорации к балетам в постановках традиционных балетмейстеров, но это не приносило существенных результатов – либо постановки не осуществлялись, либо декорации мало что меняли в общем характере спектакля. Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты. Словом, в синтетическом искусстве театра требовались объединённые усилия всего коллектива для создания принципиально нового спектакля.

Эскизы костюмов к мистерии «Императрица скал», 1927. Крестьянин (слева). Два музыканта (справа)

Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Это был «Павильон Армиды». Балет был задуман как общее творение всех его создателей, где функции художника, постановщика, балетмейстера и даже композитора не были отделены одна от другой, где все принимали участие во всём. Либретто писал Бенуа, музыку – его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке – в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году. К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость. Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 – 1912 годах под названием «Русские сезоны». В этих постановках сошлись поистине блистательные силы русского театрального искусства, такие художники как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Коровин, А. Головин, Н. Рерих, хореографы М. Фокин и В. Нижинский, танцовщики Т. Красавина, А. Павлова, В. Нижинский, композитор И. Стравинский и другие.

Эскизы костюмов к мистерии «Императрица скал», 1927. Горожанка молящаяся (слева), неаполитанка (в центре), дама в белом платье со спины (справа)

Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. На протяжении многих лет самые выдающиеся деятели культуры и искусства Франции, Англии, Германии, Испании, Австрии восторженно отзывались об этих постановках. «Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту – создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах – было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ…. В нём можно добиться таких впечатлений, такой гармонии, такой красоты, такого смысла, которые недоступны даже драме».

Эскизы костюмов к мистерии «Императрица скал», 1927. Слева-направо: Пастух, Отон, импеператорский солдат, священник

Причиной успеха постановок Дягилева было совершенно новое оформление спектаклей: не красочный фон, существующий отдельно от спектакля, а единый стилевой порыв, подчинённый отображению художественной правды эпохи. Этому способствовали не только художники, но и балетмейстеры, и композиторы, и конечно сами актёры. Бенуа одним из первых стал изображать эскиз костюма и актёра в нём, в движении, определяя, таким образом, характер поведения, стиль образа и даже направление работы для балетмейстера. Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. Таким образом, искусство действительно становилось синтетическим.

Эскизы костюмов к опере Ж. Бизе «Кармен», 1931. Кармен (слева). Контрабандист (справа)

Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке»: «…Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями… разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин, и Фокин, и я, и Стеллецкий, и Головин, и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов… Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский, и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной».

Эскизы костюмов к опере Ж. Бизе «Кармен», 1931. Торговка апельсинами (слева). Эскиз мужского костюма (справа)

Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Его широкая энциклопедическая культура и театральность его дарования определили самый подход к делу постановки балетов. Так, в балете И.Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем. Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Бенуа стремился привнести в красочное, пряное зрелище глубину подлинного драматического содержания. Языком романтической символики была выражена судьба мечтателя и бунтаря, его конфликт и его крушение. Сквозь лубочный, раешный спектакль проступали контуры современного мировоззрения, современного мировосприятия. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока.

В 1915 году Бенуа поставил совместно со Станиславским и Немировичем-Данченко «Маленькие трагедии» Пушкина. Художник здесь несколько берёт вверх над режиссёром. Поэтическая мечта о прошедшем, созерцательность, умиротворённость эмоционального звучания декораций находилась в противоречии с драматическим психологизмом актёрской игры.

Эскизы костюмов для балета К. Константинова «Березка», 1946. Березка (слева). Земля (справа)

А в 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Там он работал главным образом в театрах. Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы - в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа уже не делал, как правило, довольствуясь варьированием старого. Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка». На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства, Бенуа оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал ценность художественного творчества и принципы изобразительной культуры, опирающейся на давние традиции.

Фотографии костюмов к спектаклю «Павильон Артемиды», 1909. Костюм Духа Времени (слева). Костюм музыканта


В статье использована литература:

1. А. Бенуа. Жизнь художника, т. I.

2. Марк Эткинд. Александр Бенуа. Ленинград -М., 1965.

3. Александр Бенуа. Дневник 1916-1918 годов. М.,2006.

4. Парижские находки. К 100 - летию со дня рождения И.С. Зильберштейна. М.. 2005.