Оркестры и хоры РГМЦ



Симфонический оркестр радио «Орфей»

Важнейшая просветительская миссия коллектива – популяризация музыки современных российских композиторов, многие из которых были представлены на Международном конкурсе «Трибуна современной музыки», проводимом под эгидой ЮНЕСКО.  Руководит коллективом яркий представитель отечественной дирижёрской школы заслуженный артист России Сергей Кондрашев.





Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева

Легендарный коллектив, созданный победной весной 1945 года. Гордость оркестра – это репертуар, «золотой фонд» советской эстрадной песни.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России композитор Александр Клевицкий.




Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом. Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока...




Академический хор русской песни

Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Выступления хора – это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов. Художественный руководитель хора – Николай Азаров. Главный хормейстер - Андрей Азовский.



История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.


Завершая разговор о кукольных театрах, нельзя не вспомнить о великих создателях кукол и сценических образах созданных ими персонажей, которые вошли в историю российского и мирового  театрального искусства. Речь пойдет о почти забытых именах. Я сознательно не включила в этот текст громкие знаковые имена, например, Сергея Образцова. О нем немало написано и сам Сергей Владимирович много и прекрасно писал. Несложно найти его многочисленные статьи и книги. В моей библиотеке есть его «Эстафета искусств» - интереснейшая книга, в которой он глубоко и увлекательно исследует различные аспекты культуры. Только напомню читателям, что на протяжении долгих лет история советского, российского кукольного театра тесно связана с именем Сергея Владимировича Образцова. До 1931 года он выступал на разных площадках, а также в концертах со своими куклами. В 1931 году был назначен руководителем Государственного центрального театра кукол, который открылся 16 сентября. Весь штат тогда состоял из 12 человек, а теперь в этом театре работают более 350 человек. И с этого момента началась эпоха знаменитого театра кукол Сергея Образцова. В этой статье я привожу некоторые его суждения и воспоминания о кукольном театре.


Андрюшка и Том. Номер чревовещания. Автор И.А. Зайцев. Конец XIX в.

Начну свой небольшой, но драгоценный список имен с Ивана Зайцева. Зайцев выступал как шпагоглотатель, акробат, чревовещатель. В 1870 году Зайцев был танцором в цирке Гинне[1] в Москве, где наездником и бутафором служил его отец.  В молодости Зайцев работал в кукольном театре итальянца Тарвита, у которого перенял многие профессиональные приемы. В 1890-е годы начал демонстрировать в балаганах представления марионеток. Одновременно он ходил со своей ширмой и шарманкой по московским улицам и дворам, показывая представления о Петрушке. Одно из таких кукольных представлений называлось «О Петрушке и его невесте Варюшке». В нем молодой деревенский парень Петрушка вступал в перепалку с доктором-шарлатаном, издевался над смертью, дрался с полицейским офицером, чванливым иностранцем и торгашом-жуликом.

Кукол Зайцев делал сам, его жена и партнерша Анна Дмитриевна Триганова помогала их одевать, а в представлениях — водить.

В 1932 году Зайцев вместе с Анной Дмитриевной вступил в труппу центрального театра кукол, но и здесь он выступал только со своими куклами, показывая прежние представления. Он не участвовал в постановках нового театра, но время от времени показывал свою традиционную программу, в которой марионетки исполняли «Цирк». В эти годы «Путешествие купца в ад» он уже не играл, но текст хорошо помнил и записал его по просьбе одного из молодых коллег критика и историка театра кукол И. М. Бархаша. Артист недолго прослужил в театре кукол. В 1936 г. его жизнь оборвалась.

«Невозможно забыть глупого, хитрого, умного, наивного, злого Петрушку с деревянной носатой головой и накрашенными глазами. Он был над ширмой. А за ширмой стоял последний из могикан русского народного уличного представления Иван Афиногенович Зайцев[2]. Во рту у Зайцева прижатый к нёбу, лежал маленький серебряный пищик. Петрушка верещал высоким нечеловеческим голосом и бил всех палкой. Это было живое существо, с плотью и кровью, с душой и сердцем»[3]. С.В. Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» посвятил много страниц Ивану Афиногеновичу Зайцеву: «Чем дальше я знакомился с Зайцевым, тем больше росло моё к нему уважение. Рядом с ним я сам себе казался любителем, а он настоящим профессионалом в своей удивительной, на глазах уходящей от нас профессии.… В своих выступлениях как артист нашего театра Зайцев показывал фокусы, чревовещание с двумя куклами на коленях (эти куклы у профессионалов балаганщиков назывались Андрюшки), «верховых» кукол и, наконец, вместе с Тригановой цирковое представление куклами на нитках…».

Другой народный кукольник — В. В. Прокофьев (1887—?), работавший с марионетками с тринадцати лет. Он начинал обучаться этой профессии в Москве в знаменитом в начале века кукольном театре англичанина Роланда (по его воспоминаниям, конкурентами Роланда были итальянский кукольный театр Тарвита и кукольный театр англичанина Ремлинга). У Роланда марионетки исполняли пьесы «со всякими механическими и световыми эффектами» и «дивертисмент». Самые часто исполняемые артистом пьесы были «Иван-царевич», «Путешествие купца в ад», «Дон Жуан», «Царь Максимилиан», а из номеров дивертисмента: упражнение на трапеции, гимнастика на лестнице, номер на ходулях, акробатический танец карликов, танец лягушек с превращением их в «людей», номер Арлекина, танец «По улице мостовой», танец «Барыня». Как вспоминал сам Прокофьев: техническая сторона работы, была образцовая, куклы хорошо ходили, жестикулировали, сцена была приспособлена для превращений, для моментальной перемены декораций.


Слева-направо: Цирковая марионетка балаганного представления «Цирк на сцене». Автор И.А. Зайцев / Капрал, жонглёр с колесом, Петрушка. Автор А.П. Седов. XIX в. / Петрушка. Цирковая марионетка балаганного представления «Цирк на сцене». Автор И.А. Зайцев. Нач. ХХ в.

Многие русские кукольники с детства выступали в балаганах и цирках и их мастерство в буквальном смысле росло вместе с ними. Перенимая приемы и секреты мастерства у наставников-профессионалов. Список, уже нами начатый Зайцевым и Прокофьевым,  можно продолжить Григорием Константиновичем Нуриковым (1889—?), который также мальчиком поступил на службу в балаган французского кукольника Шарля Шимбора, приехавшего в Петербург в 1902 г.,  и оставался в его театре до начала Первой Мировой войны. В балагане Шимбора марионетки исполняли «Цирк на сцене». В номера программы входили: наездник на лошади; два жонглера с мячами, кольцами, тарелками; две собачки, которые прыгали через барьер и танцевали; два акробата с лестницами; два медведя, танцевавших на шарах и бочке; акробат на трапеции; два акробата на одном велосипеде; два клоуна (сначала «говорили шутки», а потом играли на ксилофонах); воин сражался с драконом и убивал его; завершалось представление картиной ада, наполненного чертями и змеями.

У кукольников того времени очень популярны были цирковые номера. Они шли или самостоятельно, или были включены в программу выступления. Так с отдельной программой «Цирк на сцене» выступал одесский кукольник Яков Миронович Бромфейн (1876—?).

Одно из ранних свидетельств о кукольном театре на Руси принадлежит секретарю голштинского посольства, магистру Лейпцигского университета Адаму Олеарию. Путешествуя по России в 1636 г., он повстречал под Москвой группу бродячих артистов-комедиантов, в составе которой помимо вожака с медведем были кукольники. По словам Олеария, артисты могли представить «Какую-нибудь шутку или klucht (шалость), как это называют голландцы, с помощью кукол» Для этого, пояснил любознательный иностранец, комедианты «обвязывали вокруг своего тела простыню, поднимали её свободную сторону вверх и удерживали над головой нечто вроде сцены, с которою они и ходили по улицам».

Знаковым персонажем русского народного кукольного театра, несомненно, является Петрушка. С.В. Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: «Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом».


Слева-направо: Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. / Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. / Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Теперь уже трудно поверить, но вплоть до XVII в. Этот всем известный кукольный герой не носил имени Петрушка, а просто назывался Иваном. Не исключено, что своё наиболее известное имя Петрушка обрёл под влиянием лубочных листов, часто изображающих «Дурацких персон». Среди них рано появилось изображение шута и балагура «Петрухи Фарноса (Фарнос - рыло, морда)». Под одним из лубочных изображений был текст, указывающий на зрелищно-сценическую основу самого лубочного изображения. Петруха-Фарнос говорил: «Здравствуйте». Так начинаются многие петрушечные представления. Далее шёл текст (воспроизводим его по публикации Д.А. Ровинского) «Почтенные господа, я приехал к вам музыкант сюда, не дивитесь на мою рожу - что я имею у себя не очень пригожу, а зовут меня Петруха Фарнос, Потому что у меня большой нос…» Шут сидел верхом на оседланной свинье. Иноземное происхождение листа очевидно: на Петрухе не только «зарубежный» колпак, но и польского покроя кафтан. «Забавный лист датируется началом XIX в. (см. часть 7)

Марионетки появились у нас гораздо позднее. Вероятно, они попали в Россию в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники из европейских стран. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Мода на этот вид представлений зародилась, скорее всего, после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов такого сорта, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним изменилось. На первых порах этих неизвестных в России кукол называют «выпускными», но вскоре в русский язык входит слово «марионетка». Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с самим героем русского перчаточного театра Петрушкой расставались неохотно. И у многих он стал выходить на марионеточную сцену. Правда, роль его в марионеточном представлении изрядно сократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками.

Русские народные кукольники не имели своих постоянных театров. Они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие балаганы можно было ещё застать в начале 20-х годов ХХ века в московских садах и парках.



[1] Цирк Гинне – находился на Михайловской(ныне Манежная) площади. Этот деревянный цирк был открыт в 1867 г. Представления  отличались особым блеском — давала себя знать школа Дежана, Сулье и Дьюкроу.

[2] Иван Афиногенович Зайцев (1863—1936) — русский советский артист кукольного театра, заслуженный артист РСФСР (1935).

[3] С. Образцов. Люди и куклы. Журнал «Кругозор». 1965.