Передача Алексея Парина посвящена размышлениям об опере «Царская невеста» и ее современных постановках. Критик анализирует две громкие постановки последних лет – спектакль Дмитрия Чернякова в Берлинской государственной опере (2013) и спектакль Андрея Могучего в петербургском Михайловском театре (2014), выдвинутый в этом году на премию «Золотая маска»…

Алексей Парин: «Опера «Царская невеста», безусловно, принадлежит к числу любимейших русских опер и, пожалуй, является самой популярной оперой среди произведений Н.А. Римского-Корсакова. Дело в том, что в ней заложена очень сильная драматическая интрига, и многие музыкальные вещи становятся для нас уже с детства близкими и знакомыми. Когда Дмитрий Черняков поставил свою «Царскую невесту» вместе с Даниэлем Баренбоймом в берлинской «Штаатсопер», это был мощнейший удар по публике, и многие впоследствии признавали, что это очень сильная работа и сильное высказывание. Однако на одном из симпозиумов представитель международной критики заметил, что, несмотря на то, что опера «Царская невеста» “является одним из самых важных компонентов славянского репертуара, который в западную Европу не доходит, мы (европейцы) не можем понять, какие же чувства и мысли владеют персонажами этой оперы”. Для нас с вами, русских людей, дело так не обстоит – мы очень хорошо понимаем, что такое герои «Царской невесты», которые живут во времена царя Ивана Грозного. Но здесь еще очень важно то, что этот самый царь выходит на сцену (если вообще выходит)  всего один раз и он ничего не поет, а просто наблюдает за жизнью народа и влияет на все происходящее. И для нас, наверное, в России это всегда было очень важно – такая незримая фигура царя-властителя, владыки, деспота, тирана, который незримым присутствием влияет на все, что происходит с людьми».

В передаче звучит интервью Алексея Парина с постановщиком спектакля «Царская невеста» в Михайловском театре Андреем Могучим.