В связи с недавней премьерой оперы «Троянцы» в миланском театре «Ла Скала» (постановка – Дэвид Маквикар, дирижер – Антонио Паппано), Алексей Парин размышляет о природе самой большой романтической оперы Гектора Берлиоза, её непростой сценической судьбе и невероятной популярности на Западе в наши дни на примере собственного театрального опыта…

Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои —
Роком ведомый беглец – к берегам приплыл Лавинийским.
Долго его по морям и далеким землям бросала
Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны.
Долго и войны он вел, – до того, как, город построив,
В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян, 
Города Альбы отцы и стены высокого Рима.

(Вергилий. «Энеида». Перевод С.А. Ошерова)


Алексей Парин: «Опера “Троянцы” довольно сложно прокладывала путь к сцене. Берлиоз написал все пять актов оперы достаточно быстро, но её испугались, потому что в тот момент эта музыка не могла найти себе места. Это был романтический классицизм, представляющий собой особую художественную установку Берлиоза, который был хранителем высокой традиции героического классицизма и ампира конца XVIII – начала XIX века (а то была уже середина XIX века). Он практически не замечал современных ему направлений французской оперы – drame lyrique (лирической оперы) и grand-opéra (большой оперы), хотя, отголоски большого стиля в “Троянцах” можно услышать в четвертом действии. Таким образом “Троянцы” плохо вписывались в ситуацию французского музыкального театра того времени. Сначала, в 1863 году, была поставлена только часть “Троянцы в Карфагене” – то есть третье, четвертое и пятое действия оперы. В 1879 году было поставлено “Взятие Трои” в концертном исполнении в парижском театре “Шатле”. Впервые обе части оперы в два вечера прозвучали в 1890 году в Карлсруэ на немецком языке. Только в 1906 году состоялась премьера оперы на французском языке в Брюсселе. В 1969 году, в связи с выходом нового критического издания, полная версия оперы была поставлена в Глазго. С тех пор “Троянцы” завоевали мир и стали одной из самых ходовых опер на Западе...»

Программу сопровождают записи Королевской оперы «Ковент-Гарден» под управлением Сэра Колина Дэвиса (1969) и Венской «Штаатсопер» под управлением Герда Альбрехта (1976), а Алексей Парин вспоминает лучшие постановки оперы «Троянцы» с середины прошлого века до наших дней.