«Вся наша жизнь — игра» — премьера документального фильма с таким названием прошла в Доме кино в Москве. Тофик Шахвердиев посвятил кинокартину своему коллеге по режиссерскому цеху — Римасу Туминасу, который в последние годы ставит не только драматические спектакли, но и оперные. Одна из последних работ Тусинаса в прошлом сезоне — «Пиковая дама» в Большом театре.

Идею создать фильм о репетиционном закулисье оперного спектакля Тофику Шахвердиеву подсказал бывший атташе по культуре Литвы Александрас Шимелис.

«Александрас позвонил мне и сказал, что Римас Туминас работает над постановкой „Пиковой дамы“, и если желание снимать еще не пропало, то, пожалуйста, приезжайте. Я спросил, когда начнутся репетиции. „Они уже заканчиваются“. „Ну тогда надо срочно собирать съемочную группу. Деньги на это есть?“ „Нет, денег нет совсем“. „Ну кто будет снимать кино бесплатно? А таскать съёмочное оборудование?“ „Я буду таскать“. Так мы и сняли фильм — без всякого заказа и денег», — рассказывает режиссёр. 

Тофик Шахвердиев и Римас Туминас на премьере фильма «Вся наша жизнь — игра»

Получилась картина-наблюдение. Ни одного закадрового слова, которое направляет зрителя. Только движения камеры и сцены с репетиций. В центре — реплики главного героя, диалоги с солистами, хором и мимансом.

Первое, что бросается в глаза, — Римас Туминас пытается перенести в оперу свой богатый театрально-драматический багаж. Он воспринимает всех участников спектакля как актёров, обращая внимание не только на вокальную часть постановки, но и на психологическую. «Обращаюсь к вам не как к хористам, а как к артистам», «В этом спектакле у каждой девушки должен быть платочек, чтобы утирать слёзы. Без слез и платочков в русской драме нельзя», — говорит режиссер.

Туминас предстает перед зрителями интеллигентным и вовлеченным в репетиционный процесс. Он не сидит вальяжно в кресле, а ходит по сцене, эмоционально обсуждает с артистами роли, а иногда даже бегает. Свои многочисленные «да» в диалогах он комментирует так: «Актёрам всегда нужно говорить „да“. Они это любят. То, что это „да“ означает „нет“, они поймут сами. Но позже». В финале фильма Римас Туминас делает мощное обобщение о театре, называя его домом отпущения грехов.

Съёмочный процесс «Жизни-игры» не был простым. «Оперный театр — это сложно. Туда нельзя, сюда нельзя. В итоге мы почти неделю просидели в сталинской ложе», — рассказывает Тофик Шахвердиев.

Из 24 часов съёмочного материала режиссер выбрал самые яркие эпизоды, уложив их в час лаконичного повествования, которое смотрится на одном дыхании и бесстрастно раскрывает характер одного из самых интересных режиссеров современности Римаса Туминаса.

Текст: Наталия Сергеева