24 ноября в 21.00 в рубрике «Музыка на грани» мы побываем в Санкт-Петербурге на заключительном гала-концерте конкурса-фестиваля ансамблей «Национальная коллекция». Название это нашим постоянным слушателям уже хорошо знакомо — уникальный проект прошёл при поддержке радио «Орфей». Ведущая программы Татьяна Цветковская и программный директор радио «Орфей» Евгений Кобылянский вспомнят самые яркие моменты фестиваля, поговорят о границах серьёзной музыки, особенностях звучания народных инструментов, поддержке национального искусства.

Евгений КОБЫЛЯНСКИЙ: «В сегодняшнем понимании классической музыки, которое я терпеливо расширяю, в том числе, с помощью программ «Музыка на грани», объясняется понимание того, что сегодня этномузыка, отдельные направления джазового искусства тесно соприкасаются и сливаются с академической классикой. Современные произведения — по сути, кроссовер, который включает в себя симбиоз разных жанров. Когда мы впервые встретились на радио «Орфей» с организаторами фестиваля «Национальная коллекция» Ингой Кутянской и Михаилом Дзюдзе, я понял, что это событие займет достойное место в международном движении».

Конкурс-фестиваль «Национальная коллекция» объединил музыкантов, неустанно ищущих новые пути в искусстве. Это молодые коллективы самых разных составов, а также профессионалы экстра-класса, такие как знаменитый валторнист, композитор, аранжировщик, импровизатор Аркадий Шилклопер. 

Аркадий ШИЛКЛОПЕР: «Мы ищем новаторские идеи. Нам интересна самобытность, оригинальность, уникальность — то, что является творчеством. Недавно я узнал, что, оказывается, Хлебников придумал слово «творянин». Я его стал использовать, потому что мне хватала этого слова. Для меня «творянин» — человек, имеющий свое собственное лицо, свой узнаваемый голос в творчестве. За такими людьми будущее».

Фаворит публики, обладатель II премии конкурса — «Квинтет четырёх». Наше знакомство началось неожиданно...

«Квинтет четырёх»: «Мы очень любим «Орфей»! Наш коллектив образовался в годы учёбы в Санкт-Петербургской консерватории. Мы все были однокурсниками. Вместе мы играем примерно девять лет. Этот конкурс интересен тем, что можно посмотреть, кто и что играет. А так как это конкурс неформатных ансамблей, конкурс смыслов и идей, то очень интересно было слушать, смотреть, общаться. В нашем составе четыре человека. Андрей Долгов играет на балалайке-контрабас. Георгий Нефёдов играет на балалайке, а также замечательно владеет перкуссией. Мы стараемся не ограничиваться одним инструментом. Владимир Ковпаев играет преимущественно на басовой домре, а также на балалайке, на духовых... Евгений Петров — на баяне, на перкуссии. Выбор инструментов зависит от той музыки, которую мы играем».

Даже один народный инструмент всегда придает звучанию всего коллектива национальный колорит. «Subtilu-Z» за несколько конкурсных дней покорил сердца петербургской публики мастерством, чувством стиля, но главное — артистизмом и обаянием. В итоге — III премия конкурса ансамблей «Национальная коллекция». В составе квартета из Литвы — два аккордеона, ударные и некая диковинка.

«Subtilu-Z»: «Лауринас играет на теноре-бербино. Он учился на нем в академии. Это его родной инструмент. Такая небольшая дудка, национальный литовский инструмент. Если ты играешь от души, если веришь в то, что ты делаешь, сама музыка не так уже важна».

Конкурсные прослушивания «Национальной коллекции» проходили в Концертном зале «Яани-Кирик» и в Санкт-Петербургской академической капелле. Ну, а гала-концерт — в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, где выступили 7 участников состязания. В числе сильнейших — Российский квартет саксофонистов, обладатель I премии конкурса «Национальная коллекция». 

«Российский квартет саксофонистов»: «Для нас очень радостно, что в один приезд мы попробовали сразу три концертных площадки. Мы боялись оказаться на этом конкурсе вне формата, поскольку согласно положению, приветствуется наличие народных инструментов. Тем не менее, дошли до финала, потому саксофон обожаем народом. Видимо, саксофон действительно народный инструмент».

«Таран-трио» — в названии этого коллектива из Белоруссии есть имя собственное.

«Таран-трио»: «Анатолий Таран — синьор варьете. В Белоруссии баян популярен. Белорусская школа жива. Наш стиль — музыкальный симбиоз, фьюжн. Мы всегда в поиске. Александр и Оганес следят за трендами. Мы ищем свой почерк».

Балалайка — символ русской музыкальной культуры. Но балалайка тем и удивительна, что позволяет экспериментировать. И не только в смысле исполнительских приёмов. Сам инструмент подчас трансформируется до неузнаваемости. Знакомьтесь. Денис Жуков, руководитель группы «Бряц-бэнд», Москва.

«Бряц-бэнд»: «Мне было интересно поэкспериментировать с балалайками. Всегда хотел играть что-то джазовое. Собрал команду единомышленников. Мы сделали серию экспериментальных полуакустических балалаек. Мы их разрабатывали, искали звук, который бы нам понравился. Что интересное из этого получилось. Мы хотели найти в электронных балалайках звучание, максимально приближенное к акустическим инструментам. Теперь работаем над репертуаром».

В конкурсе «Национальная коллекция» приняли участие несколько музыкальных коллективов, в состав которых входят исключительно балалайки разных типов. Ансамбль балалаечников «Баланс» из Алдана, руководитель — Дмитрий Швецов — известен далеко за пределами Республики Саха-Якутия. Замечательный коллектив, слушая который, слово заново открываешь для себя хорошо знакомый инструмент. На заключительном гала-концерте конкурса-фестиваля «Национальная коллекция» «Баланс» выступил вместе со старшими коллегами и наставниками — легендарными Александром Цыганковым и Андреем Горбачевым.

Андрей ГОРБАЧЕВ: «Балалайка — уникальный инструмент, потому что в ней, с одной стороны, есть ярко выраженные национальные признаки, и при этом балалайка имеет очень мощную академическую школу, и потому мы разговариваем с публикой на языке западно-европейской музыкальной культуры. Сейчас много говорится о мягкой силе. Балалайка — один из инструментов, которые могут стоять в авангарде российской культурной экспансии в мире. Но для этого нужна определенная инфраструктура».

ИТОГИ КОНКУРСА:

1 премия «Российский квартет саксофонистов»

2 премия «Квинтет четырех»

3 премия «Subtilu-Z»

Специальные призы:
За единое дыхание в музыке — квартет «Дом Ра», ДНР

За сохранение традиций — Октет балалаечников «Витебские виртуозы»

За смелую аранжировку — группа «Бряц»

За музыкальную идею — «Квинтет Четырех»

Приз зрительских симпатий также достался «Квинтету Четырех»

Приз «Лучшая контрабас-балалайка конкурса» — Евгений Редькин, солист «Стиль квартета».

Мы благодарим наших партнеров и друзей за помощь, поддержку, прекрасную организацию работы радио «Орфей» на фестивале «Национальная коллекция», особая благодарность — автору проекта, организатору конкурса-фестиваля ансамблей «Национальная коллекция» Инге Кутянской, а также звукорежиссеру Борису Алексееву и, конечно, всем музыкантам-участникам «Национальной коллекции», которые в финале вместе вышли на легендарную сцену Большого зала СПб филармонии, чтобы исполнить Фантазию на темы оперы Бородина «Князь Игорь».


текст: Татьяна Цветковская; фото: Анна Флегонтова