Музыку можно не только исполнять, но и представлять как спектакль. Сочинения Стравинского, Гайдна, Онеггера представил в Большом зале Московской консерватории ансамбль Questa Musica. 27 октября коллектив отметил 10-летие эмоциональным концертом.

Манера управления оркестром — почти балетные прыжки дирижёра и одного из основателей коллектива Филиппа Чижевского могут поразить консервативно настроенного слушателя. Оркестранты сами немного пританцовывают и играют настолько слаженно, что кажется, будто в руководителе не нуждаются. Картина происходящего на сцене по духу чем-то напоминает джазовый джем-сейшн, но по звуку это высококлассный концерт академической музыки с идеальными унисонами и строем, превосходными ансамблем и звуковедением, тщательно выстроенными динамикой и фразами, с чёткой, логичной концепцией каждого исполняемого номера. Довольно свободная манера поведения дирижёра, солиста и оркестрантов не самолюбование и не работа на публику. Просто музыканты так проживают музыку.

Программа вечера предлагала прыжки во времени из 20-го столетия (Стравинский, Базельский концерт для струнного оркестра), в 18-ое (Гайдн, Концерт для скрипки с оркестром соль мажор, солист Дмитрий Смирнов). Затем опять в двадцатое (Онеггер, Симфония № 2) и вновь в восемнадцатое (Гайдн, Симфония № 70). Со всеми перемещениями из века в век оркестр справился великолепно, показав широту репертуара — гордость ансамбля Questa Musica и его руководителя.

Филипп ЧИЖЕВСКИЙ: «Мы как 10 лет назад, так и сейчас стараемся играть разную музыку: от Средневековья до свежих сочинений, написанных прямо сейчас. Нас это всегда интересовало, и та свобода, которая у нас есть в плане выбора репертуара — это, пожалуй, то, за что хочется держаться и дальше, продолжать в том же самом направлении. У нас замечательная команда — и хор, и оркестр. Каждая репетиция — поиск, интерпретация всего коллектива, не только моя. Мы всегда обсуждаем какие-то моменты, спорим. Где-то я отказываюсь от своих идей в пользу музыкантов. Мне это очень нравится. Это живое, непосредственное общение, которое было и 10 лет назад. Как это зародилось, так мы себя и ощущаем. Только залы стали больше, программы длиннее, состав расширяется, и это замечательно.

Для меня и для моей супруги Марии Грилихес, с которой мы вместе создали коллектив, это как ребёнок, которого мы вместе родили, наш с женой, можно сказать, четвёртый ребёнок. Мне кажется, название Questa Musica точно характеризует то, чем мы занимаемся. Мы занимаемся музыкой. Думаю, оно вполне соответствует нашему творческому облику».

Как 10 лет назад, так и сейчас у ансамбля Questa Musica нет постоянной репетиционной базы и бюджета. Зато есть свобода. И её слышно.

Текст: Андрей Ноздреватых