Скрипичная неделя в Санкт-Петербурге завершилась! Это был триумф скрипки и дань огромного уважения основателю российской скрипичной школы – великому Леопольду Ауэру. В понедельник, 24 сентября в программе «Вечерний Орфей» прозвучит запись гала-концерта Международного скрипичного фестиваля «Ауэр. Наследие».

Что касается финала конкурса, его заключительный тур состоялся в прекрасном дворце князей Белосельских-Белозерских, расположенном на углу Невского проспекта и Фонтанки рядом со знаменитым Аничковым мостом. В великолепных интерьерах дворца играли четыре претендента на звания лауреатов конкурса: Елизавета Глазунова, Элина Друх, Ефросинья Ефимова и Дмитрий Стопичев. Играли под «присмотром» Леопольда Ауэра. На сцене стоял его портрет – со скрипкой в руках, сосредоточенный, внимательный взгляд. Портрет из знаменитого 25-го класса Санкт-Петербургской консерватории, того класса, в котором занимался со своими учениками Леопольд Семенович. В программе финала – крупная форма, скрипичные концерты. Партнером молодых музыкантов был Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением заслуженного артиста России маэстро Александра Титова. Были заявлены концерты Чайковского, Сибелиуса, Глазунова. Интересно, что две из этих партитур связаны с именем Ауэра. Именно ему посвятил свой концерт Александр Глазунов. Известно, что Ауэр стал первым редактором скрипичной партии, он также давал композитору некоторые советы по ходу сочинения, а впоследствии и он сам, и многие его ученики исполняли это произведение.

Что касается концерта Чайковского, тут история другая. Чайковский и Ауэр были хорошо знакомы, уважали и ценили друг друга, и нет ничего удивительного в том, что Петр Ильич свой скрипичный концерт, написанный в 1878 году, решил посвятить именно Ауэру – солисту Его Императорского Величества, первому скрипачу России, первому и главному исполнителю всех скрипичных соло в балетах Чайковского. Но, как свидетельствуют современники, Ауэр не решился сыграть это произведение то ли из-за его сложности, а скорее всего, из-за своей невероятной занятости – и педагогической, и концертной, и ансамблевой, и дирижерской.... В результате автор поменял посвящение – в знак уважения к первому исполнителю Адольфу Бродскому. Известно, что впоследствии Ауэр неоднократно и блестяще исполнял концерт Чайковского, вызывая восхищение публики.

Финальное прослушивание нынешнего конкурса началось именно с концерта Чайковского. Его исполнила Елизавета Глазунова – самая юная участница конкурса. Это была очень смелая и серьезная попытка, быть может, даже на пределе нынешних возможностей Лизы. Конечно, еще есть над чем работать, но нельзя не оценить серьезность намерений, трудолюбие, несомненный талант и красивый певучий звук скрипки Елизаветы Глазуновой, которая решением жюри была награждена дипломом конкурса.

Между выступлениями конкурсантов был небольшой перерыв, и, воспользовавшись этим, мы попросили поделиться впечатлениями о конкурсе и фестивале в целом члена жюри Чингиза Османова.

Чингиз Османов: «Для молодежи на таких фестивалях открывается возможность общения. Не важно, насколько человек успешно реализуется как конкурсант, важно то, насколько он реализуется как музыкант в будущем, это самое главное. Конечно, что касается мэтров, которые сейчас работают в жюри и слушают финальные выступления, они обязательно будут общаться с молодыми музыкантами, но дело не только в словах. Истинное общение происходит, на мой взгляд, именно сейчас, когда от одного человека к другому передается эмоция, волнение, исполнительский инстинкт. И мне кажется, что в финальных испытаниях на первый план выходит именно этот музыкальный инстинкт, чутье, интуиция. Мы видим этих молодых исполнителей такими, какими они сами, возможно, себя не видят. В этом смысле этот конкурс необычен: мы воспринимаем их не как конкурсантов, а как участников фестиваля. Я считаю, что они – мои настоящие коллеги, с которыми я сейчас общаюсь, сидя в жюри».

 

Следующей выступала скрипачка из Якутии Ефросинья Ефимова, исполнившая труднейший концерт Сибелиуса. Ефросинья обладает волей и темпераментом, виртуозностью и пониманием стиля, а темный насыщенный мрачный звук, которым она владеет, временами заставлял вспоминать о суровых северных преданиях. Ефросинье Ефимовой была присуждена 3 премия и звание лауреата конкурса.

Важным действующим лицом в Третьем туре тур конкурса, конечно, был Санкт-Петербургский ГАСО. От коллектива, и от дирижера Александра Титова, конечно, зависело очень многое. Уже по окончании финала маэстро поделился своими впечатлениями от работы с молодыми скрипачами.

Александр Титов: «Они все очень талантливые ребята. Они все очень старались, все выучили очень трудные вещи. Я бы не сказал, что не было потерь. На репетициях было понятно, кто чего стоит. И я думаю то, как выстроилась иерархия, это правильно. Хотя потом это может чуть-чуть поменяться. Пройдет немного времени, и это может как-то переиграться. Главное, чтобы у них голова работала».

Третьей участниц ей финала стала Элина Друх. В ее исполнении прозвучал Концерт Глазунова (тот самый, посвященный Ауэру!) Очень символичным этом смысле оказалось решение жюри – Элина Друх стала победительницей конкурса.

Элина Друх: «Этот конкурс для меня определенная и дополнительная мотивация для занятий, проверка себя, своей силы воли, возможность выучить что-то новое, расширить свой репертуар. Просто играть музыку – это самый главный аспект. Концерт Глазунова я играла давно, теперь пришлось его вспомнить заново. То, что он посвящен Ауэру, это, конечно, важно, но я ни с кем не соревновалась, тем более, с великим Ауэром, я просто играла от души. Ауэр – это ярчайшая фигура нашей петербургской скрипичной школы, ее основатель, и с большим благоговением и волнением я стояла на этой сцене и видела его портрет. Скрипку за меня выбрали, конечно, родители. Когда мне было пять лет, мама отвела меня учиться на этом прекрасном инструменте. В детстве мне этого совсем не хотелось, но потом появилось желание, цели, началась настоящая учеба, которая продолжается и до сих пор. Мне бы хотелось в будущем побольше играть на сцене, и, может быть передавать свой опыт. Я уже и сейчас немного преподаю, но хочется в это больше углубиться, но и, конечно, играть».

 

Завершал выступление финалистов Дмитрий Стопичев с концертом Сибелиуса. Этого молодого музыканта, без сомнения, ждет большое будущее. С этим согласна и Татьяна Либерова – знаменитый питерский скрипичный педагог, которая очень хорошо знает Дмитрия. Татьяна Кирилловна была в жюри конкурса и, думается, ее мнение сыграло роль в присуждении Дмитрию Стопичеву звания лауреата и второго места.

Татьяна Либерова: «В нем нет бравады моментами скрипичной игры, эпатажем яркости. Он углубляется в то, чем занят композитор. И это самое важное в нашем деле, потому что все-таки самое главное, к чему мы стремимся, это не учить играть на скрипке, а с помощью скрипки выполнять то, что было задумано автором. Был замечательный случай, когда мы с одним моим учеником были на концерте нашего профессора Михаила Гантварга, и этот мой ученик, Семен Климашевский, вдруг сказал: «Я совершенно забыл, что он играет на скрипке!» Настолько естественным было музыкальное высказывание. Вот так же меня потряс на этом фестивале Грималь. Отношение со скрипкой – «на ты», это способ выражения. Это не то, как «Я этим владею, какое у МЕНЯ владение звуком» и т.д., это желание показывать не свои достижения, а то, что он хочет высказать. Вот за это я этого мальчика и люблю, и я очень за него рада».

Уже после оглашения результатов мы встретились с лауреатами – Дмитрием Стопичевым и Ефросиньей Ефимовой. Они были в хорошем настроении, и ни о какой конкурентной напряженности и борьбе не было и речи (хотя оба в финале, если помните, играли Сибелиуса).

Дмитрий Стопичев: «Не знаю, будет ли правильным сказать, что я ненавижу конкурсы? Музыка – это искусство, это творчество, а ни в коем случае не соревнование. Я слышал, как на репетиции играла Фрося концерт Сибелиуса (тот же, что и я), мне очень понравилось. Конкурсы – это ужасно неправильная вещь, но вообще-то, мы, конечно, очень довольны. Концерт Сибелиуса мне очень нравится, я играл его и раньше. Не считаю, что я делаю в нем все, что можно, он намного глубже и интереснее, чем у меня получается, но я стараюсь. Родители рассказывали мне, что в детстве я хотел быть милиционером, и сначала учеба на скрипке шла из-под палки, я не любил заниматься, но всегда любил играть. Перелом в занятиях случился в переходном возрасте, и, в особенности, пару лет назад после знакомства со скрипачом Димой Смирновым. Он должен был выступать на этом конкурсе, но что-то не сложилось. Его исполнение меня поразило, он дал мне новое дыхание. На этот фестиваль были приглашены потрясающие музыканты, и мне очень-очень жаль, что я прошел на третий тур и не ходил на концерты и мастер-классы, не слышал их – нужно было все время готовиться. А ведь ради этого все и затевалось! Просто категорически не хватало времени. А Леопольд Ауэр дал мне моего главного педагога».

 

Ефросинья Ефимова: «Огромное влияние на меня оказала мой педагог Лариса Габышева. Она училась у Гутникова в Петербургской консерватории, мне с ней очень повезло. Она научила меня всему, что я умею. Я ей очень благодарна. В будущем, я надеюсь, буду играть в каком-нибудь хорошем оркестре, но, в то же время, хотелось бы и в ансамблях играть, и соло. Я надеюсь быть универсальным скрипачом. Здесь на конкурсе я концерт Сибелиуса целиком с оркестром играла впервые. Это было для меня испытание, и даже шок. Репетиции с оркестром мне дали очень много, я подпитывалась энергией от музыкантов, представляла себе мощь северного моря и старалась это передать слушателям. Этот конкурс для меня – огромный и важный опыт».

 

Вот такие планы и надежды у молодых музыкантов. Пусть они сбудутся! Итоги фестиваля и конкурса очень неофициально и сердечно подвел его художественный руководитель и председатель жюри, народный артист РФ профессор Михаил Гантварг.

Михаил Гантварг: «В музыке итогов не бывает. Тот, кто сегодня первый, завтра может оказаться вторым, а последний – на многие годы стать первым. Я считаю, что все участники, не только финалисты, показали очень высокий уровень. Может быть, конкурс и не был очень многочисленным по количеству участников, но он был очень ровным и очень высококвалифицированным. Поэтому было очень приятно слушать, хотя и не очень приятно отсеивать – но это всегда неприятно. На скрипке играть очень трудно, и молодых надо очень бережно поддерживать. Я желаю им всем успеха и надеюсь, что их имена мы услышим еще не раз. Традиции Ауэра живы, они передаются. Мы очень чтим Леопольда Семеновича, хотя школа как таковая, это очень живое дело, она подвержена влиянию времени. Все движется, и школа тоже меняется. Продолжать необходимо, это наш долг – передать следующему поколению то, чему нас научили».

 

 Специальный корреспондент радио «Орфей»

Ольга Кордюкова

Фотографии предоставлены оргкомитетом фестиваля