Кукарекающий розовый рояль, подвешенный вверх ногами, и коллективная медитация на концертах. Корреспондент радио «Орфей» Роман Берченко отправился на Бетховенский фестиваль в Бонне и делится свежими впечатлениями.

Первое, что я увидел, войдя в фойе Всемирного центра конгрессов в Бонне, где проходит ежегодный Бетховенский фестиваль – самый настоящий розовый рояль, подвешенный кверху ногами над головами зрителей. Из деки рояля торчали разноцветные флажки, ленты и петушиные перья. Сразу мелькнула мысль: «Какая… испортила инструмент и ощипала несчастных птиц?». Оказалось, это не выходка вандалов, а образец современного искусства – инсталляция под названием «Пишущая машинка будущего», которую произвел на свет творец по имени Георг Нуссбаумер.

Машинка не простая – с потолка свисают веревки, потянув за которые можно не только заставить рояль довольно сильно раскачиваться, но и вызвать к жизни оглушительное кукареканье. Так вот зачем из рояля торчат перья, догадался я. Кукареканье раздается из динамиков, окружающих по краям рояль-жертву и стилизованных под старинные уличные фонари. Кукареканье, видимо, символизирует светлое будущее. Если честно, жить в таком будущем – с подвешенным за ноги розовым роялем и ощипанными петухами – я совсем не хочу.

Ну это так, для затравки.


Андраш Шифф играет Бетховена на Боннском фестивале, кажется, с рождения. Любимец публики всего мира, один из эталонных исполнителей Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, он неразделим с Бетховенским фестивалем, как Ленин и партия, пестик с тычинкой, Иван да Марья. Шифф – своеобразный талисман Боннского форума, а учитывая тему фестиваля этого года – «Судьба» – можно сказать, что венгерский мастер – его неотвратимый фатум.

Эти концерты очень похожи на коллективную медитацию, религиозный ритуал. Маэстро медленно и многозначительно выплывает на сцену, отвешивает глубокий поклон не только публике, но и роялю… А рояль-то, рояль! Не какой-нибудь фортепианный фаст-фуд, серийный Стейнвей или Ямаха – нет, Его Величество Бёзендорфер! Неземной красоты, из редчайших пород дерева, фактура которого видна из-под лака, благородного цвета элитарного коньяка, а главное – с соответствующим нереальным звуком.

Шутки в сторону.


Андраш Шифф играет Бетховена потрясающе. Он общается с немецким гением абсолютно на равных, всякий раз открывая себе и публике не просто какие-то новые краски или детали – целые миры. Именно так была сыграна в эти выходные триада последних сонат. В трех концертах Шифф окружил Бетховена композиторами, которые «произошли» от бетховенского логоса – Шубертом, Бартоком, Яначеком. Он показал развитие бетховенских идей без всяких лекций и многословных преамбул, самим контекстом, компоновкой программ. А все понимающая боннская публика оценила искусство музыканта по достоинству в финале, как всегда, устраивала ему долгие стоячие овации. А потом выходила в фойе и с юношеским задором снова тянула за веревки, раскачивая перевернутый розовый рояль с перьями под оглушительное кукареканье из динамиков. Принимая во внимание девиз фестиваля этого года – «Судьба» – всё это очень похоже на дергание этой самой судьбы за хвост. Занятие увлекательное и азартное, но учитывая почтенный возраст подавляющей части зрителей, весьма небезопасное.


Фото и текст Роман Берченко