Леонид Собинов – ярчайшая звезда на оперном небосклоне. Имя легендарного тенора знают во всем мире. Это такой же непреложный символ русского вокального искусства, как Федор Иванович Шаляпин. Но вот если задать вопрос – что знаем мы о Собинове? О его судьбе, о жемчужинах его репертуара (помимо партии Ленского, разумеется)? О партнерах по сцене, постановках, в которых он принимал участие. О семье, друзьях, учителях, учениках, последователях... Боюсь, в первый момент возникнет легкая заминка, хотя одну деталь вспомнят, наверняка, многие. Ярославль – родина Собинова. Здесь он родился, здесь прошло его детство. Говорят, счастливое. Здесь с серебряной медалью он окончил мужскую гимназию им. Александра Первого Благословенного. Уже, будучи знаменитым певцом, Собинов не забывал Ярославль, не раз бывал здесь, выступая с сольными концертами. Здесь есть дом-музей Собинова, музыкальная школа и училище его имени – кстати, имя Собинова эти старейшие в России музыкальные учебные заведения получили еще при жизни певца, в 1933-м году. Символично, что прямо напротив здания Ярославской филармонии установлен памятник Собинову. И вот, наконец, появился международный конкурс его имени.

Сделать конкурс имени Леонида Собинова – давняя мечта Народной артистки России, Художественного руководителя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Ларисы Гергиевой, благодаря невероятному энтузиазму которой на музыкальной карте России появилось множество вокальных конкурсов. Очень важно, считает Лариса Абисаловна, чтобы эти конкурсы проходили именно на родине прославленных музыкантов, великих композиторов и легендарных оперных певцов. Это позволяет привлечь внимание к судьбе их творческого наследия, по-новому взглянуть на известные факты, почувствовать живое дыхание подлинного искусства, а с другой стороны – заставляет молодых людей задуматься об истоках оперной традиции, о том, каким тернистым бывает путь к славе, помогает обрести необходимый опыт, расширить репертуар. Вспомним о конкурсах Римского-Корсакова в Тихвине, Шебалина в Омске, Обуховой в Липецке, Лисициана во Владикавказе. Таких конкурсов должно быть гораздо больше, считает Лариса Гергиева.

Лариса ГЕРГИЕВА: «Являясь инициатором проведения Конкурса имени Леонида Собинова в Ярославле, идею которого я давно вынашивала, должна сказать, что хорошо, когда в каком-то городе, где родился тот или иной певец или композитор, есть конкурс или фестиваль, ему посвященный. В Ярославле проходит очень интересных событий, но нет крупного вокального конкурса, и я думаю, идея провести Конкурс Собинова – очень своевременная и правильная. Даже удивляюсь, как до меня никто это не придумал. Ярославль очень красивый город, здесь живут замечательные люди. Тот факт, что Собинов здесь родился, как-то особенно воспринимается нашим сознанием. Собинов – певец настоящий, русский. Именно русский, несмотря на то, что он был признан во всем мире как исполнитель оперы итальянской и французской. В его голосе мы слышим какую-то невероятную славянскую красоту тембра. Он пел на таких сценах, как Ла Скала. Он чувствовал себя там, как дома. У него была великолепная вокальная техника. Он был не просто вокалистом, но имел прекрасное базовое образование. Он занимался у замечательных педагогов, пел с великолепными партнерами. Все это сделало его фамилию своеобразным брендом России того времени. Как гласят легенды, человек он был удивительно добрый и отзывчивый, всегда протягивал руку помощи своим коллегам. Меня восхищают его записи. Они очень разные по качеству, но в них неизменно слышна его музыкальность, непосредственность и артистизм исполнения. Очевидцы, которые пели с ним, слышали его, утверждают, что даже записи не отражают красоты его тембра. Плюс к тому он был невероятно красив внешне. Люди приходили в неописуемый восторг, плакали, когда он пел Ленского. Все это ставит его в один ряд с такими безусловными величинами, как Шаляпин. Мне очень хочется, чтобы конкурс этот жил, чтобы молодые певцы, в особенности, тенора, все больше знакомились бы с его жизнью, творчеством, с его записями, и всегда знали и помнили: это один из самых великих певцов земли русской».

В день рождения Собинова, 7 июня, в Ярославской филармонии открылся Первый Международный конкурс вокалистов имени Леонида Витальевича Собинова. Вечером на сцене Концертного зала филармонии состоялся грандиозный гала-концерт с участием оперных звезд, солистов Мариинского театра. Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром дирижировал Анатолий Оселков. Ольга Пудова, Мария Баянкина, Григорий Чернецов и Ярослав Петряник не только продемонстрировали феноменальное исполнительское мастерство, но задали высочайшую планку вокальному состязанию. Триумфальное выступление молодых певцов, восторженный прием публики – добрый знак, который обещает новому конкурсу счастливую судьбу.

8 июня начались прослушивания Первого тура. Работа предстоит огромная. Более ста молодых певцов из 15 стран мира заявили о своем желании участвовать в конкурсе, учредителями которого выступили Департамент культуры Ярославской области и Академия молодых оперных певцов Мариинского театра. В жюри – Эльдар Гецадзе (Грузия), Бойко Цветанов (Болгария-Швейцария), Михай Косма (Румыния), Вера Добролюбова и Анатолий Лошак (Россия). Председатель жюри – Лариса Гергиева. На первых двух турах выступления конкурсантов идут в сопровождении фортепиано, а вот на третьем туре придется петь с симфоническим оркестром, и здесь уже очень многое зависит от сценического опыта вокалистов. Огромная ответственность ложится при этом на дирижера. Оперная стилистика имеет свою специфику. Здесь важны тонкая нюансировка, внимание к деталям, оркестровый баланс, гибкость, умение свободно ориентироваться в огромном репертуарном списке, знание традиций исполнения и умение в любой ситуации поддержать певца, раскрыв его индивидуальность и подчеркнув сильные стороны. Не ставя под сомнение то, что оркестр справится с поставленными задачами, безусловно, ясно – за предельно короткий срок предстоит сделать невозможное.

Текст Татьяны Цветковской

Фото предоставлены Ярославской государственной филармонией