Раскалённые струны, страстные ритмы фламенко и сочные звуки оркестра — Международный музыкальный фестиваль «Мир гитары» стартовал 28 мая в Калуге. Хуан Мануэль Канизарес, Хенрик Андерсен и Роман Мирошниченко выступили на сцене филармонии. Вместе с мастерами-виртуозами сыграл симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» под управлением Сергея Тарарина.


Парадные массивные двери в какой-нибудь средневековый замок открываются перед нами с первыми звуками оркестра. Торжественное интермеццо Хиронимо Хименеса «Свадьба Луиса Алоноса», ставшее уже традиционной увертюрой этого фестиваля, готовит к встрече с солистами. С самого начала ярко-красные платья девушек ансамбля и чёрные костюмы мужчин создают потрясающее настроение.

Дирижёр симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» Сергей ТАРАРИН: «В аккомпанементе первая задача — быть вместе с солистом, помочь ему раскрыть наиболее яркие прелести концерта, не заглушить. Он должен быть спокоен, понимать, что мы рядом и вместе. В современной музыке очень сложные ритмы и конструкции, когда внутри одного построения партитура разбивается на несколько разных ритмических пластов, где все играют свой ритм. Конечно, сложно это свести, тут нужно хорошо слышать друг друга. Бывает, что очень сложно разбирать текст. На первом этапе может быть даже неприятие, и нужно проходить через мучения. Но если это настоящее произведение, со временем понимаешь, как оно сделано и что всё это не просто так, и за этим стоит какая-то идея. И когда это уже проникает в тебя, оставшийся этап до премьеры проходит легче, и всё начинает складываться, из пазлов возникает рисунок. Поэтому, конечно, современную музыку нужно исполнять».

Когда на сцене звучит гитара Хуана Мануэля Канизареса, возникает поток чувств, эмоций и характеров. Настолько проникновенно, что каждая струна сердца откликается на звенящие ритмы пылкого фламенко. Удивительно слаженно звучат оркестр и солист, словно переплетаясь друг с другом, передавая части фраз, выстраивая диалог.

Хуан Мануэль Канизарес: "Меня вдохновляет сама музыка. Я начал играть в шесть лет. И с тех пор прошло очень много времени. Я встречал в своей жизни разных людей и бывал во многих странах. Моё вдохновение — это сама жизнь и всё, что вокруг меня. Мне повезло — я вошёл в парадную дверь классической музыки, потому что играл с симфоническим оркестром Берлина. Дирижёром тогда был Саймон Рэттл. И это был очень позитивный опыт. Я привнёс туда ритмы и чувственность фламенко, которых нет ни в одном другом жанре. А оркестр со своей стороны — эстетику традиционной музыки. Мне повезло дважды, так как я на протяжении всей жизни играл только с профессионалами, с оркестрами которые очень хорошо настроены и чувствуют ритм. Отсюда рождается некий диалог между гитарой и оркестром, и именно в этом, как мне кажется, и есть цель таких концертов".

Робкий солнечный луч ранним утром, терпкий запах роз, первая светлая любовь — сама жизнь играет всей палитрой красок в этой музыке. Соло гитары — невероятная импровизация, свободная и раскованная, как танец. Мы превращаемся в оголённый нерв, чувствуем каждое движение, реагируем на каждую смену ритма, идём вслед за музыкантом по извилистой живописной дорожке где-нибудь в Каталонии. Канизарес использует кисти рук для ударов по грифу, что придаёт особенный темперамент выступлению.

Хенрик Андерсен исполняет мировую премьеру концерта для гитары с оркестром «Земля Господня». В самом начале воображение рисует сцены какого-нибудь древнего рыцарского сражения. Сочный «мясной» звук гитары с интересными модуляциями и многоэтажными аккордами.

На протяжении всей композиции мы как будто постоянно меняем перспективу. Красивая свободная птица парит над землёй, то приближаясь близко к поверхности, то снова воспаряя. Вот мы находимся в самой гуще событий, будь то оживлённая городская улица или танцы на праздничной ярмарке, а в следующее мгновение поднимаемся над миром и суетой до самых небес, любуясь величественной природой нашей планеты, удивительным царством Создателя.

Солист и оркестр звучат как два инструмента в ярком эмоциональном диалоге, передавая друг другу мотивы, ритмы и тембры. Удивительно, что даже в самых мощных tutti звук гитары не теряется, а наоборот, набирает силу. Музыкант выжимает из инструмента всё, на что он только способен, и даже больше.

И в заключение концерта несколько пьес в исполнении гитарного дуэта Романа Мирошниченко и Хенрика Андерсена, как горячее сражение двух непревзойдённых мэтров. Струны раскалены, уследить за движениями пальцев практически невозможно, поэтому закрываем глаза и уносимся в поток бурлящих мелодий и ритмичных испанских импровизаций. Андерсен показывает удивительное владение индийским искусством перкуссии — имитирует голосом звуки барабана.

29 мая на фестивале слушателей ждут встречи не только с гитарой, но и баяном, саксофоном и тибетскими чашами в концерте-спектакле «Дмитрий Илларионов и друзья. Танцы».


Текст: Марина Сёмина