Что было бы, если б Моцарт жил в конце 20 века в России? Как выглядели бы герои его опер и о чём бы они пели? Ответы на эти вопросы искал Микаэл Таривердиев. Искал и нашел. А теперь можем узнать и мы, заглянув в «Геликон-оперу».

В конце жизни Таривердиев написал сатирическую оперу «Женитьба Фигаренко», которую ни разу не поставили при жизни композитора. Уж слишком злободневной оказалась. Тут тебе и дефицит, и бумажная волокита, и вседозволенность власть имущих, и готовность идти на всё, чтобы достичь желаемого. В злободневном ремейке «Свадьбы Фигаро» герои живут в годы перестройки и легко сопоставляются с моцартовским оригиналом: вместо Фигаро парикмахер Фигаренко, его предприимчивая невеста носит фамилию Сюзонова, а пара графа и графини становятся Альмавивовыми.

Оркестровку композитор не успел сделать. Её писали позже по клавиру, который вдова Таривердиева Вера Гориславовна в день премьеры, 17 мая, подарила «Геликону».

В музыке «Женитьбы» - органичная эклектика: от барокко до эстрадных и джазовых мотивов. В тексте - разговорные обороты, упоминания Спинозы и цитирование письма Татьяны.

Поставить «Фигаренко» решили в ГИТИСе, в мастерской Дмитрия Бертмана, сделав дипломный спектакль. Студенты, которые не жили в годы перестройки слабо представляют, как выглядит дисковый телефон и кто такой зампред горисполкома. Но, как утверждает режиссёр спектакля Галина Тимакова, через музыку Таривердиева смогли вкусить дух эпохи. В итоге получилась двухчасовая постановка, которую худрук «Геликона» решил показать широкой публике, отдал в распоряжение молодёжи оркестр театра вместе с дирижёром Валерием Кирьяновым и Белоколонный зал княгини Шаховской. Не прогадал.

Выпускники ГИТИСа оказались не только очень артистичными и вживающимися в роль, но и хорошими певцами. Несмотря на малый бюджет спектакля и минимум декораций, постановщики смогли развернуть в сильно ограниченном пространстве сцены динамичную историю с несколькими местами действия. Чтобы погрузить зрителя в атмосферу эпохи, акцент сделали на костюмах и прическах. Пышные женские шевелюры, яркие цветные лосины и специально найденный для постановки оригинальный спортивный костюм Adidas тридцатилетней выдержки - всё это публику постарше может ввергнуть в ностальгию, а у тех, кто помоложе, - вызвать интерес и расширить границы познания.

Спектаклю есть куда расти и развиваться. Любопытный слушатель вернётся ещё, чтобы вновь насладиться прекрасной музыкой, найти в ней элементы композиторского самоцитирования и ещё лучше понять текст либретто. Такая возможность будет. Дмитрий Бертман решил включить «Женитьбу Фигаренко» в репертуар «Геликона» на следующий сезон.

Текст: Наталия Сергеева

Фото: пресс-служба театра "Геликон-опера"