Древнее грузинское многоголосье посреди морских волн, и всё это в центре Москвы. Пение хора «Акапелла-Сакартвело» в окружении картин Айвазовского слушала Елена Оганесян. Атмосфера вечера далека от концертного формата. Это скорее путешествие по самым сакральным уголкам человеческой души. Грузинский хор выражает энергию пылкого темперамента горцев, нежность любви, горечь смерти и духовную сосредоточенность. В программе есть песни не только на русском, но и на грузинском, а языкового барьера нет. Каждая песня выражает одну яркую эмоцию, универсальную и понятную. Такому свободному пению под стать могут быть только горы… и море.


Огромные проекции картин легендарного мариниста движутся по стенам мультимедийного зала «Artplay». «Безграничность» связывает музыку и изображение. Как писал Бодлер: «Свободный человек любовью к морю полон». Зал в полумраке наполняется чем-то вечным, бесстрашным и великодушным. И дело не только в цифровых технологиях. Если компьютерная графика заставляет картины Айвазовского двигаться по стене, то хоровое пение дарит морским проекциям настоящую жизнь. Теперь стихия выражает состояние человеческой души. Будь то светлый штиль на рассвете или пылающий корабль посреди смертоносных волн. «Безграничны» не только смыслы, но и голоса. Певцы рассказывают, что иногда после концертов зрители подходят, кладут руки на грудь исполнителей и просят спеть. Потому что сложно поверить, что обычные рёбра вмещают в себя такой простор и силу звука.

Хачапури с хрустящим сыром, домашнее вино, страстные танцы, величие гор, душевные разговоры, пронзительные взгляды – как можно это всё не любить? В последние годы в России даже появилась мода на грузинские традиции. Участник коллектива Тимур Сикмашвили рассказывает, что если для молодого поколения это экзотика, то для старшего – дорогая сердцу память о былых временах:

 

  

«Это уже ностальгия, потому что вспомним СССР, без виз, без границ, наша страна была единая, прекрасная страна, столько национальностей. Никто в моём классе, в школе или в группе никогда не говорил, что ты осетин, армянин… по именам мы все были «братья». И в самом деле, это всё вдруг исчезло после распада Советского Союза».

Программа «Гамарждоба, Айвазовский» объединяет поколения и стирает границы искусств. Вместо ровных рядов кресел разбросанные пуфики, а дресс-код – от костюма до кроссовок, промокших под весенним дождём. Такой непринужденный формат стал одним из самых популярных для проекта «Opera Yard». Продюсер Диана Потокина раскрывает секреты душевной близости русской и грузинской культур.

 

 

«В культурном плане – это не стратапы. Что одна, что вторая страна имеет глубочайшие многовековые корни. Отношения у нас сейчас возобновляются, становятся всё теплее, градус повышается. Что не может не радовать, у нас столько точек соприкосновения, ну и в плане религии мы тоже близки. Мы православные, и это объединяет».

Концерт превращается в головокружительное впечатление для тех, кто тянется к чему-то настоящему, древнему и искреннему. Необходимая «перезагрузка» для любого жителя мегаполиса. Оказаться здесь, словно выйти из душной городской маршрутки, набитой ворчливыми попутчиками, чтобы вдохнуть чистый горный воздух.

Текст, фото и видео: Елена Оганесян