В легендарном Большом зале Петербургской филармонии проходит второй тур Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Участники из России, Казахстана, Молдавии, Канады, Китая и других стран исполняют обязательную программу: камерные вокальные произведения русских и зарубежных композиторов, а также арию из итальянской оперы. В составе звёздного жюри — народная артистка Советского Союза Маквала Касрашвили. Маквала Филимоновна оценивала выступления участников и на самом первом Конкурсе Елены Образцовой.

Маквала КАСРАШВИЛИ: Двадцать лет назад конкурс вызывал огромный интерес, потому что имя Елены Образцовой обязывало, гарантировало высокий уровень. Первый конкурс собрал множество молодых талантливых певцов со всего мира. Особенно порадовали потрясающие отечественные вокалисты, которые, став лауреатами конкурса, впоследствии украсили лучшие сцены мира. И в течение всех последующих лет эта традиция сохраняется. Мы гордимся ею. Я думаю, что конкурс, который носит имя нашей любимой, великой Елены Образцовой, можно считать лучшим после конкурса Чайковского.

Сейчас продолжается прослушивания второго тура. Безусловно, перед нами выступило множество талантливых конкурсантов с хорошими голосами. Но среди них мало тех, кто по-настоящему владеет вокальной техникой. Для многих исполнителей конкурс Образцовой — это шанс проверить себя, показать себя, выйти на большую сцену и выступить перед высоким жюри, которое составляют известные певцы, импресарио и артистические директора крупнейших оперных театров мира. Конечно, мне бы хотелось увидеть ещё более высокий уровень подготовки молодых певцов, которые удивляли бы не только прекрасными голосами, но и своим умением, мастерством, владением техникой. Певец без ума — ещё не певец. Ведь, помимо голоса и данных, нужна ещё голова и критическое отношение к себе. Когда вокалист решает принять участие в столь масштабном конкурсе, он должен быть во всеоружии, чтобы максимально полно раскрыться на сцене.

Первый тур проходил в Малом зале филармонии, где даже сама акустика украшает тембр певца. И когда слушаешь исполнителей в условиях такой акустики, думаешь: «Прекрасно, красиво, хорошо!» А когда во втором туре они выходят на огромную сцену Петербургской филармонии, они, к сожалению, многое теряют в качестве. Тем конкурсантам, выступлений которых мы ожидаем сейчас (прослушивания продолжатся через пять минут), и тем, кому предстоит выступать завтра, во второй день второго тура, я бы пожелала показать себя более удачно, чем в первом туре, и сделать для себя выводы о том, над чем работать в дальнейшем, какие ошибки были допущены и как их исправить. Ведь каждое выступление — это непростой экзамен. И для конкурсантов важно и ценно услышать себя в разных обстоятельствах: и в камерном зале, и на большой сцене.

Российская вокальная школа известна во всём мире. Наши певцы сейчас наиболее востребованы на величайших оперных сценах. И потому участникам, которые пройдут в третий тур, я желаю успешного выступления, а нам, членам жюри, я желаю, чтобы у нас было гран-при, крепкая первая, вторая и третья премия и чтобы мы гордились нашими конкурсантами и победителями.

Мы живём в такое время, когда в Россию приезжает огромное количество западных певцов. И в Большом, и в Мариинском театре можно услышать прекрасных исполнителей. У молодых есть возможность насладиться живыми выступлениями корифеев, знаменитостей, звёзд оперной сцены. Кроме того, доступна масса записей. Помню, даже в шестидесятые годы, когда я только начинала, я сама слушала записи Тебальди и стремилась подражать ему. И кое-что мне это дало. Когда слушаешь запись, нужно иметь вокальное ухо, чтобы услышать, что взять, что тебе подходит. Так что надо учиться везде: и на записях, и на живых выступлениях, и у хороших педагогов, которых, к сожалению, мало. Это не только у нас, но и во всём мире: сейчас очень мало хороших педагогов по вокалу, по технике итальянского пения.


Записал: Андрей Ноздреватых
Фото: Леонид Торопов