Парадом дирижёров и музыкальными премьерами отмечает 15-летие Московский мужской камерный хор «Кастальский». Незадолго до юбилейного концерта, который состоится 30 января в Рахманиновском зале Московской консерватории, Андрей Ноздреватых встретился с основателем и художественным руководителем коллектива, профессором Алексеем Рудневским.

А. Ноздреватых: Алексей Максимович, чем необычен предстоящий 30 января юбилейный концерт хора «Кастальский»?

А. Рудневский: Прежде всего этот концерт ценен для меня тем, что в нём примут участие мои коллеги, которые соприкасались с творчеством и голосами хора в последние несколько лет.

Это Йозеф Дёллер из Австрии, с которым мы осуществляли крупный международный проект, связанный со столетием Первой мировой войны и исполнением «Братского поминовения» Кастальского.

Йозеф Дёллер

Это Александр Кедров из Парижа, с которым мы сотрудничали дважды: на конференции «Русский Париж между двумя мировыми войнами» и на «Жаровских певческих ассамблеях» в Костроме и на родине Сергея Алексеевича Жарова в Макарьеве. Мы с Александром Кедровым сменяли друг друга, будучи то певчими, то дирижёрами. Отец Александр дирижировал сочинениями династии Кедровых, ну а мне досталась синодальная школа.

Александр Кедров

К нам приезжает Боряна Найдёнова, с которой я познакомился в Софии в 2014 году. Впоследствии Боряна приезжала по моему приглашению в качестве члена жюри конкурса «Кирилл и Мефодий», который вот уже более десяти лет проводится в храме Святой Татьяны. Конкурс этот проходил весной. А осенью нам удалось пригласить Боряну выступить с несколькими певцами её хора в том же храме. Мы тогда организовали совместный концерт, где, в частности, прозвучало совершенно изумительное по глубине сочинение композитора Попова «Господи, услыши молитву мою», которого я прежде не знал. И я очень просил Боряну исполнить это сочинение на нашем юбилейном концерте.

Боряна Найдёнова

Ещё один наш гость — Пётр Николаевич Ермихов из Чикаго, дирижёр и регент русского происхождения. Он родился в Америке, там же получил профессиональное образование. Во второй половине восьмидесятых годов он два года стажировался у Ильи Александровича Мусина. Также он получил невероятный творческий заряд от двух выдающихся личностей нашего времени: Владимира Николаевича Минина (Пётр Николаевич ассистировал хору Минина) и Роберта Шоу. Пётр Николаевич сотрудничал с хором «Кастальский» ровно год назад, когда мы представили уникальный проект музыки русского зарубежья. Проект был посвящён композиторам, которые вынужденно уехали из России и написали свои сочинения, уже живя за рубежом. В частности, были исполнены ранее не звучавшие сочинения Черепнина, Ледковского, Гречанинова.

Пётр Ермихов

Пётр Николаевич откликнулся на моё предложение приехать на наш праздник и привёз очень интересное сочинение американского православного композитора Курта Сандера. Его Литургия изначально написана на английском языке, но специально для нашего концерта в Москве автор переработал её на церковно-славянский, и она зажила иной жизнью. Удивительно, но в этой музыке прослеживаются традиции и кучкизма, и Нового направления. Поэтому я с большим интересом жду премьеры этого сочинения в России. Впервые мы услышим его в Рахманиновском зале. До этого оно звучало пока только в США.

А. Ноздреватых: Что ещё будет в программе вашего концерта?

А. Рудневский: Йозеф Дёллер исполнит Мотет Брамса op. 74. Под управлением Боряны Найдёновой, помимо сочинения Попова, прозвучит «Достойно есть» Динева. Дело в том, что Боряна основала хор имени Петра Динева и бессменно им руководит. Поэтому она и представляет сочинение этого композитора. Отец Александр (Кедров) будет исполнять музыку династии Кедровых. И у нас ожидается ещё одна премьера. Как это ни странно, иногда находятся сочинения, доселе не звучавшие. Все знают музыку Кедрова-отца «Отче наш». Но выяснилось, что он имеет ещё одно сочинение на этот текст, так что теперь можно говорить об «Отче наш» под номерами. Мы впервые услышим «Отче наш» № 3. Ещё одной особенностью концерта станет исполнение двух фрагментов «Всенощной» Сергея Васильевича Рахманинова в том звучании, которое планировал сам композитор: мужские голоса и мальчики.

А. Ноздреватых: Можете ли вы назвать одно, самое значимое событие из жизни хора «Кастальский» за эти пятнадцать лет? Что бы вы выделили?

А. Рудневский: Я бы выделил два события. Первое — проект к столетию Первой мировой войны, связанный с «Братским поминовением». В 2014 году этот проект прошёл в Москве, Кёльне и Граце. И второе — столетие русского зарубежья, проект, прошедший год назад. Это два самых существенных, на мой взгляд, творческих события в истории хора. Они во всей полноте отражают две главные линии творчества Московского мужского камерного хора «Кастальский»: сочинения композиторов московской синодальной школы и музыка русского зарубежья. Помимо этого, мы поём и другую музыку: композиции наших современников (например, Екатерины Мельниковой), русские народные песни (скажем, из репертуара хора С. А. Жарова), обработки сочинений (в марте в исполнении нашего хора прозвучит «Волшебное озеро» Лядова для мужского хора и органа в переложении органиста и композитора Елены Бутузовой). Кроме того, хор выступает на художественных выставках, выставках иконописи.

А. Ноздреватых: Чем отличается хор «Кастальский» от других мужских хоровых коллективов? Ведь их немало.

А. Рудневский: Мы всегда в поиске, но избегаем крайних проявлений. Мы придерживаемся традиций, но смотрим в будущее. Мы стараемся избегать запетых сочинений и включаем в программу редко исполняемую и сложную музыку, например «Чертог твой» Кастальского — один из шедевров русской духовной музыки.

А. Ноздреватых: Какие традиции сложились у хора за эти пятнадцать лет?

А. Рудневский: Мы работаем не так постоянно, как хотелось бы. Но когда мы собираемся, мы организуемся и буквально через три-четыре минуты начинаем звучать. Все объединяются, все чувствуют друг друга, и музыка приобретает особую, исключительную наполненность, которая доставляет радость не только на концерте, но и в момент репетиции. Мы живём одним дыханием, одной душой. И я очень признателен за это всем участникам хора, которые всецело отдают себя творчеству.