Премьера песни в исполнении Николая Караченцова состоялась в программе «Вечерние импровизации», которая вышла  в эфир 4 декабря. Песню на стихи и музыку Татьяны Камышевой «Вольная воля» актёр записал 14 лет назад. С тех пор композиция нигде и никогда не звучала. Автор передала запись радиостанции «Орфей».

Народный артист РСФСР, актёр театра и кино Николай Караченцов скончался 26 октября 2018 года в Москве.

Рассказывает автор песни, композитор Татьяна Камышева.

Татьяна КАМЫШЕВА: Конечно, я очень хотела написать эту песню. Для меня это была просто страшная удача! Я двадцать раз переделывала текст, искала каждую строчку. Надо же ещё было понять особенность тематики: концерт ко Дню славянской письменности всегда организовывался вместе с патриархией, как и сейчас, и оргкомитет обязательно создавался при РПЦ. Это всегда был совместный праздник. Там исполнялась очень серьёзная литература, серьёзная музыка, специально написанная к этому концерту — такая была традиция.

Может быть, у Караченцова более удачно вышел бы какой-нибудь любовный романс, но получилась патриотическая песня. Сегодня она звучит даже более актуально и злободневно, нежели четырнадцать лет назад.

Николай Петрович — высочайший профессионал. Я отдаю должное тому, как он отнёсся к этому делу. Он же мог бы спеть всё что угодно: любые слова, любую музыку. Даже к такой маленькой работе он подошёл со всем набором своих возможностей. Он не отнёсся к ней как к халтуре, которую он сейчас сделает за пять минут.

Я была сражена тем, как он спел. Ведь он всё-таки актёр. Это надо было видеть! Встал перед микрофоном, снял рубаху и спел, словно бросился на амбразуру. Мне даже кажется, что энергетический заряд его выступления сохранился до сих пор, и можно услышать в записи этот нерв, который всегда присутствовал, когда он на сцене. Мы его за это обожали, обожаем и будем обожать, потому что он навсегда останется с нами. Ведь актёрам так трудно оставаться с нами. Писатели остаются текстами, драматурги — пьесами, композиторы — нотами. А актёрам трудно продлить, сохранить во времени их искусство. Именно это и подвигает меня поделиться записью песни, потому что это ещё одна маленькая чёрточка к тому огромному наследию, которое оставил нам Николай Караченцов.

Мне повезло в жизни видеть очень разных людей. И неоднократно я встречала гениев. Ты просто знаешь, что это гений. Всех этих людей объединяли простота и скромность. Таким людям никогда не нужно доказывать: «я талант», «я известный», «я важный». Ну представьте: после такого тяжелейшего, раздирающего душу спектакля, как «Юнона и Авось», прийти и заново драть себе душу! Но Николай Петрович пришёл работать. Он хотел это сделать, и он это сделал.

На меня он произвёл впечатление необыкновенного, гениального человека. Я думаю, что он копил свою энергию для сцены. Я не видела его в другие дни, в другой обстановке. Вне сцены мы встречались только три раза. Наше общение не было длительным, но я не чувствовала никакого барьера. Но на сцене это был совершенно другой человек. Он преображался до неузнаваемости.

Говорят, что человек должен быть духовно наполненным, чтобы что-то нести, о чём-то говорить. Он должен быть внутренне богат сам по себе, чтобы углублять своих персонажей, доносить их, делать неоднозначными. Николай Караченцов создал у меня впечатление человека серьёзного, глубокого и абсолютно тихого.

Для меня в певце важны две вещи. Первое — свой тембр, своя краска в голосе, своё звучание, которое бы его отличало. Уж этим-то природа одарила Николая Петровича с лихвой. Второе — интонация. Человек должен интонировать слово, потому что в русской песне слово очень важно. Правильно прочитанное ударение и в слове, и в музыке усиливает смысл песни.

Эта песня — фактически абсолютный «неформат». И поэтому я очень благодарна моему любимому радио «Орфей» и, конечно, его художественному руководству за возможность представить новую песню, которая ещё раз заставляет нас вспомнить Николая Петровича Караченцова.


Ведущая программы Ирина Кленская.