XXIV Международный фестиваль Jazz Voices начинается в московском клубе «Эссе» 6 декабря. В преддверии события наш корреспондент Наталия Сергеева побеседовала с идейным вдохновителем и руководителем музыкального смотра Александром Эйдельманом. 

Н. Сергеева: Александр Львович, вы как продюсер сделали многое для развития джаза в России. Фестиваль Jazz Voices, пожалуй, самый долгоиграющий проект. В этом году он пройдет уже в двадцать четвертый раз. А как всё начиналось?

А. Эйдельман: Открою секрет: в своё время, двадцать четыре года назад, я решил сделать себе подарок на день рождения и придумал этот фестиваль. С тех пор он стал традиционным и проходит в Москве каждый год, в декабре. Фестиваль, подчёркиваю, международный: из года в год у нас неизменно были, есть и будут зарубежные участники.

В этом году фестиваль начнётся шестого декабря и продлится три дня. Все концерты пройдут в джазовом клубе «Эссе». Это, на мой взгляд, лучшее джазовое место Москвы. Ежедневно на сцене клуба будут выступать три участника фестиваля. У всех участников настоящий фестивальный формат — сорок пять минут.

Изначально, с первого фестиваля, было заявлено, что мы приветствуем все жанры, кроме авангарда (для авангарда есть свои площадки и свои фестивали). Исходя из этого, музыканты сами выбирают программы. Они присылают нам демозаписи, из которых уже видно, чего ожидать и что потребовать. В программу мы не вмешиваемся, но иногда кое-что советуем. Джаз — музыка свободная, и было бы неправильно, если бы мы рихтовали то, что предлагают музыканты. Поэтому мы никогда ничего не запрещаем.

Н. Сергеева: Кто из участников приедет в этом году из-за рубежа?

А. Эйдельман: Седьмого декабря выступит музыкант из Бразилии Лукас Имбириба — очень талантливый гитарист и вокалист. Вообще, он классик: с десяти лет занимается гитарой, получил полное академическое образование, выступал и продолжает выступать с различными оркестрами. Но в последние годы он увлёкся джазом как вокалист и как композитор.

Несомненный хэдлайнер нашего фестиваля — Рэй Браун-младший (Ray Brown Jr), приёмный сын Эллы Фицджеральд и её супруга, знаменитого контрабасиста Рэя Брауна. Мама Рэя Брауна-младшего — сестра Эллы Фицджеральд. Получилось так, что, когда он пребывал в младенческом возрасте, она скончалась. Элла Фицджеральд и Рэй Браун усыновили его, и с тех пор он жил в их семье. Он считал и считает их настоящими родителями.

С ранних лет он начал заниматься джазом. Его увлекли барабаны. Его обучали лучшие барабанщики Америки, в том числе Луис Беллсон — барабанщик Дюка Эллингтона. Рэй Браун-младший очень плодотворно работает. Он выпустил несколько дисков. Последний его диск — «Friends and family». На этом диске, используя современные технологии, он поёт со своей мамой, Эллой Фицджеральд, и аккомпанирует его папа, Рэй Браун.

Рэй Браун-младший выступит восьмого числа и закроет фестиваль. И что интересно, он выступит не с московскими и не с американскими, а с ярославскими музыкантами. Этот город уже давно занял очень важное место на джазовой карте России. Более того, в чём-то он даже опередил Москву: только в Ярославле существует джазовый центр, и только в Ярославле при этом центре наконец-то создали музей джаза.

Откроют фестиваль солистка Мария Одинокова и известный в Москве молодёжный оркестр C Jam Jazz Club Orchestra под управлением Георгия Горбова — очень острый, задорный, боевой коллектив. Вслед за этим в первый день выступит очень интересная певица из блюзового мира Тамара Оген. Специально к фестивалю она готовит две вещи, посвящённые знаменитой американской певице Нине Симон. Дело в том, что в этом году Нине Симон исполнилось бы восемьдесят пять лет. К сожалению, она в мире ином, но творчество её живо. Она потрясающая певица, и Тамара просто не смогла пройти мимо.

Н. Сергеева: На фестивале существовала традиция, что часть его концертов проходила не в Москве.

А. Эйдельман: Раньше у нас была такая практика: участники фестиваля разъезжались по разным городам и давали концерты в Обнинске, в Твери, в Новосибирске. В этом году продолжить традицию не получилось по целому ряду причин. Вполне возможно, что следующий, юбилейный, двадцать пятый фестиваль пройдёт в нескольких городах.

Н. Сергеева: В девяносто пятом году фестиваль был совершенно иной.

А. Эйдельман: Он катился по Москве, по разным точкам, по разным клубам. Мы заранее решали с владельцами или арт-директорами клубов вопросы относительно выступления участников на их площадках, назначали даты. Клубы становились нашими партнёрами, и аудитория фестиваля значительно расширялась.

Н. Сергеева: А почему же в этом году всё сосредоточено вокруг «Эссе»?

А. Эйдельман: Так комфортнее, меньше суеты. Во-первых, организация фестиваля требует довольно больших затрат энергии. Это очень хлопотно. Во-вторых, все хотят сделать так, чтобы хэдлайнер выступил именно у них. Но у хэдлайнера уже всё расписано. Например, Лукас Имбириба: он выступает у нас и ночью улетает.

Клуб «Эссе» устраивает нас тем, что эта площадка стала популярной среди настоящих любителей и ценителей джаза. У нас нет случайных людей. Когда человек впервые приходит в клуб, я говорю: «Ну всё, вы пропали. В вас попала бацилла джаза. Теперь вы больны им навек». И действительно, потом он приходит и во второй, и в третий раз, становится завсегдатаем.

Н. Сергеева: В следующем году — двадцать пятый, юбилейный фестиваль. Планируете ли вы сохранить камерный формат? Или что-то изменится?

А. Эйдельман: Я думаю, что камерный формат сохранится, но при этом будет один большой концерт, в котором примут участие все музыканты, выступавшие в рамках фестиваля. Всё-таки двадцать пять лет — это дата.