«Концерты на подушках», флешмобы на центральных улицах города и кофе под музыку Баха – Саратовская консерватория отмечает свой 105-й день рождения большим фестивалем. О ближайших планах и о том, чем сегодня живёт один из старейших музыкальных вузов страны, в эфире радио «Орфей» ведущий Алексей Барабанов поговорил с ректором консерватории – доцентом кафедры хорового дирижирования Александром Занориным.

Ректор Саратовской консерватории, доцент кафедры хорового дирижирования Александр Занорин

Александр Занорин: "В честь своего юбилея консерватория даёт необычные концерты. Мы заявили о некоторых новых формах. Например, «Музыка в пространстве города». Этот проект включает несколько направлений. Одно из них – «Менестрели XXI века». Мы возрождаем средневековую традицию уличных музыкантов, но в их роли выступают наши творческие коллективы, молодёжь, наши студенты, которые поют и играют на улицах города. И тем самым мы привлекаем широкий круг слушателей.

Еще у нас есть новая форма концерта – «концерт на подушках». Это свободная форма приятного времяпреровождения. Когда звучит классическая музыка, а зрители могут познакомиться с экспозицией музея Саратовской консерватории, который мы недавно открыли к 105-летию, а также поучаствовать в различных акциях, почитать книги. Мы рассчитываем, что эта новая форма привлечет молодёжь в концертные залы".

 



Алексей БАРАБАНОВ:
 16 часов 2 минуты столичное время. С вами в студии с этого момента и ближайшие четыре часа я, Алексей Барабанов. Здравствуйте, уважаемые слушатели. Я благодарю вас за внимание и желаю приятных музыкальных впечатлений, а прямо сейчас мы приветствуем гостя в студии, в прямом эфире. И сегодня мы поговорим о грандиозном юбилейном фестивале, который проходит в Саратовской государственной консерватории – третий по старшинству музыкальный вуз России отмечает 105-й день рождения. О том, что запланировано в стенах консерватории в Саратове расскажет нам ректор Саратовской государственной консерватории имени Собинова, доцент кафедры дирижирования и художественный руководитель Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии Александр Занорин. Здравствуйте, Александр Германович.

Александр ЗАНОРИН: Добрый день!

Алексей БАРАБАНОВ: Спасибо, что вы к нам приехали сегодня издалека. И приехали к нам с очень интересным рассказом о благих делах, которые творятся в консерватории. В первую очередь, поздравляем с юбилеем!

Александр ЗАНОРИН: Спасибо! И я, конечно, хочу выразить слова благодарности радиостанции «Орфей» за возможность рассказать о тех событиях, которые происходят у нас в стенах консерватории. Как вы уже сказали, консерватория в этом году отмечает 105-летний юбилей. И этот юбилей ознаменован очень интересными событиями. Я бы хотел рассказать об истории консерватории. Консерватория была открыта в 1912 году, после Московской консерватории.

Алексей БАРАБАНОВ: Достаточно большой разрыв получился между открытием в столице…

Александр ЗАНОРИН: Да, достаточно большой. И это явилось результатом труда очень многих выдающихся людей. Открытие консерватории связано с именами таких выдающихся людей, как Сергей Васильевич Рахманинов, это и музыканты, которые внесли свой вклад: Ипполитов-Иванов, Аренский. Наша консерватория приняла все традиции московской школы – во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 годы в Саратове работали педагоги Московской консерватории. Она была эвакуирована в Саратов. Преподавали такие выдающиеся мастера – теоретики, музыковеды – как Яворский, то есть это выдающиеся люди, которые дали возможность консерватории развиваться, стимулировали дальнейшую высокопрофессиональную работу. На протяжении всей своей истории консерватория поддерживала традиции московской школы и традиции Московской консерватории. И даже сейчас мы называем себя «младшей сестрой» Московской консерватории.

Безусловно, сохраняя эти традиции, приумножая их, мы стараемся идти в ногу со временем. В рамках 105-летия мы решили провести ряд мероприятий, которые способствовали бы, прежде всего, популяризации некоторых необычных жанров и сохранению традиций консерватории.

У нас будут проходить, и сейчас проходят уже, фестивали. Один из них – крупнейший фестиваль «К 105-летию консерватории». Это концерты, в которых принимают участие выпускники и педагоги консерватории, творческие коллективы. Уже прошло несколько интересных концертов, в которых приняли участие наши выпускники – это оркестры и хоровые коллективы, и Архиерейский хор, который я возглавляю, тоже принял участие в этом фестивале.

Также сейчас идёт фестиваль, который мы проводим совместно с институтом музыки имени Шнитке – международный фестиваль «На пересечении прошлого и будущего», который посвящён Альфреду Гарриевичу Шнитке. В городе Энгельсе, который находится на противоположном от Саратова берегу Волги, родился Альфред Гарриевич, это его родина. Саратовская областная филармония носит его имя.

17 апреля стартовал фестиваль. Первый концерт был дан в Саратове. Выступали педагоги Саратовской консерватории,  Шнитке-оркестр,  оркестр Института музыки имени Шнитке под управлением Игоря Громова. Сейчас этот фестиваль продолжается на двух площадках – и на сцене Саратовской консерватории, и на площадках Дома музыки в Москве, Дома композиторов и в концертном зале Института музыки имени Шнитке. Это грандиозный фестиваль, очень интересный. Этот фестиваль стал возможным благодаря нашему сотрудничеству – Саратовская консерватория и Институт музыки подписали договор. Мы совместно с ректором Анной Иосифовной Щербаковой разработали интересную концепцию и сейчас её реализуем.

Кроме этого консерватория даёт необычные концерты. Мы заявили о некоторых новых формах. Например, «Музыка в пространстве города». Этот проект включает несколько направлений. Одно из них – «Менестрели 21-го века». Мы возрождаем средневековую традицию уличных музыкантов, но в роли уличных музыкантов выступают наши творческие коллективы, молодёжь, наши студенты, которые выступают на улицах города. И тем самым мы привлекаем широкий круг слушателей.

А также у нас есть новая форма концерта – «концерт на подушках». Это символическое название. Это свободная форма приятного времяпровождения. Когда звучит классическая музыка, а зрители могут познакомиться с экспозицией музея Саратовской консерватории, который мы недавно открыли к 105-летию, а также поучаствовать в различных акциях, почитать книги. Мы рассчитываем, что эта новая форма  привлечет  молодёжь в залы консерватории.

Кроме того, консерватория развивается и с материально-технической точки зрения. Здесь я хотел бы выразить слова большой благодарности Министерству культуры Российской Федерации и нашему земляку – председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину, который оказывает нам большую помощь и поддержку в решении вопросов капитального ремонта. В этом году у нас был отремонтирован Театральный институт, который входит в структуру консерватории. Он был оснащён современным звуковым оборудованием. И завершён ремонт третьего общежития консерватории, что решает наши проблемы жилищные. Поэтому кроме интересных творческих проектов благодаря содействию многих людей у нас укрепляется и материально-техническая база.

Алексей БАРАБАНОВ: Конечно, ведь идёт учебный процесс. И студентам нужно где-то жить.

Александр ЗАНОРИН: Конечно, когда для них создаются хорошие условия, безусловно, их потенциал во много раз увеличивается.

Алексей БАРАБАНОВ: И ведь консерватории всегда были первенцами в обеспечении студентов жильём, чтобы не холодно и не голодно было.

Александр ЗАНОРИН: Конечно. А они, в свою очередь, свой потенциал раскрывают уже с наибольшей силой.

Алексей БАРАБАНОВ: У вас есть бренд – Альфред Гарриевич Шнитке – бренд Саратовской области. А почему консерватория носит имя Собинова?

Александр ЗАНОРИН: Многие задают этот вопрос. В тот момент, когда это имя было консерватории присвоено – 1935 год – это был момент, связанный с необычайной популярностью Леонида Витальевича. Хотя он в Саратове был всего лишь несколько раз. Но в Саратове не только консерватория носит имя Собинова. У нас ещё проходит и Собиновский фестиваль.

Алексей БАРАБАНОВ: То есть это такая всенародная любовь и народный голос.

Александр ЗАНОРИН: Да. В 1935 году консерватории было присвоено имя Собинова. Хотя, на мой взгляд, большее влияние на формирование консерватории оказал Сергей Васильевич Рахманинов. У нас в консерватории есть реликвия – рояль Bechstein с дарственной надписью Сергея Васильевича. И, как говорят, это единственный в мире рояль, на котором есть автограф Сергея Васильевича Рахманинова, датированный 1913 годом.

Алексей БАРАБАНОВ: И у вас, наверное, есть какой-то ритуал, кому дозволено прикоснуться к клавишам.

Александр ЗАНОРИН: Да. Это реликвия. И мы её очень ценим и гордимся ей.

Алексей БАРАБАНОВ: Напомню, у нас сегодня в студии ректор Саратовской государственной консерватории имени Собинова Александр Занорин. И вы привезли нам музыкальные фрагменты?

Александр ЗАНОРИН: Да. Я привёз несколько музыкальных фрагментов. Два из них относятся к моей деятельности музыканта. Я, как вы уже сказали, являюсь руководителем Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии, на протяжении более чем 13 лет возглавляю этот творческий коллектив. И вот сегодня я привёз несколько музыкальных иллюстраций. Одна из них – это песня Запорожского низового казачьего войска «Налываймо, браття».

Звучит песня «Налываймо, браття»

Алексей БАРАБАНОВ: По-моему, шикарное исполнение. Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии. И мы слушали песню «Налываймо, браття».

Александр ЗАНОРИН: Да, задорная песня донских казаков. Она даёт оптимизм. И когда мы исполняем её на концерте, конечно, она зажигает публику и поднимает настроение. Мы всегда её поём в заключении концерта, чтобы создать хорошее настроение.

Алексей БАРАБАНОВ: Мы сразу отметим, что 22 апреля, уже завтра, в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки, на улице Фадеева, д. 4, у нас, в Москве, в «Прокофьевском» зале выступит Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии. К программе концерта мы чуть позже вернёмся, а сейчас расскажите о Всероссийском конкурсе пианистов, который во второй половине мая пройдёт у вас в консерватории. Что это за смотр, насколько он представительный и важный в нашей структуре конкурсов.

Александр ЗАНОРИН: Это очень хороший знаковый, очень яркий конкурс, который проводится у нас в Саратове в статусе Всероссийского конкурса уже в третий раз. И этот конкурс носит имя Семёна Соломоновича Бендицкого – одного из первых учеников Генриха Густавовича Нейгауза. Семён Соломонович Бендицкий являлся родоначальником нейгаузовской школы, которая до сегодняшнего дня существует в Саратове. Сейчас кафедрой специального фортепиано заведует Народный артист России Альберт Михайлович Тараканов. Он тоже выпускник, один из последних учеников, класса Генриха Густавовича Нейгауза. И вот в память о Семёне Соломоновиче – великолепном музыканте, очень ярком человеке, мы проводим этот конкурс.

Причём Семён Соломонович при распределении после окончания консерватории был направлен в Свердловскую консерваторию, ныне Уральскую консерваторию, и там вместе со своей супругой работал над формированием кафедры специального фортепиано. И в Свердловской консерватории он кроме своей педагогической деятельности ещё возглавлял и хоровой коллектив.

Затем он приехал в Саратов и продолжил деятельность, воспитав целую плеяду замечательных педагогов-музыкантов. Это известные имена: Альберт Михайлович Тараканов – ученик Бендицкого по училищу и музыкальной школе, это и Лев Исаевич Шугом, Анатолий Александрович Скрипай.

Конкурс имени Бендицкого пользуется популярностью, на него приезжает много участников. Этот конкурс проходит в несколько этапов. Первый этап – предварительный. На него участники присылают свои записи, прослушивая которые жюри отбирает участников на второй и третий туры. Они проходят в залах консерватории. В них несколько возрастных групп: от учащихся музыкальных школ и училищ до учащихся высших музыкальных учебных заведений. С 19 по 23 мая у нас в Саратове пройдёт этот интересный форум, который является одним из ведущих всероссийских конкурсов. Его поддерживает наш учредитель – Министерство культуры Российской Федерации, а также Министерство культуры Саратовской области.

Я бы хотел рассказать ещё об одном конкурсе, который проходит у нас в Саратове, и в следующем году тоже будет проходить в стенах консерватории, а осенью ожидается фестиваль. Это конкурс, который посвящён выдающемуся музыканту – Ивану Яковлевичу Паницкому, с именем которого связана наша кафедра народных инструментов, хотя Иван Яковлевич не преподавал в консерватории, он был музыкантом-исполнителем.

Алексей БАРАБАНОВ: Солистом Саратовской филармонии.

Александр ЗАНОРИН: Да. Многие педагоги сегодняшней кафедры за честь считали возможность общения. Иван Яковлевич очень часто приходил и давал консультации. Самое главное, Иван Яковлевич очень много выступал в стенах консерватории.

Я хотел рассказать о двух мероприятиях. Это фестиваль, который будет проходить осенью этого года. Фестиваль называется «На родине Паницкого» и конкурс, который уже в четвёртый раз будет проходить в стенах консерватории – конкурс исполнителей на народных инструментах имени Ивана Яковлевича Паницкого.

И сегодня я привёз один из музыкальных подарков – это запись, транскрипция Ивана Яковлевича Паницкого знаменитой песни в исполнении нашего молодого перспективного педагога, который является сейчас заведующим кафедрой народных инструментов, это Вячеслав Юрьевич Бондаренко.

Звучит «Вальс о вальсе» в обработке И. Паницкого.

Алексей БАРАБАНОВ: Это был «Вальс о вальсе». Обработка Ивана Яковлевича Паницкого – знаменитого баяниста, великолепного музыканта. И мы в Москве его тоже любим и уважаем. Ваш покорный слуга тоже играл в своё время музыку Паницкого. Он писал музыку с движением, выражающую порыв души – то, что можно показать и представить на баяне. А главное, хотя Саратовская консерватория и продолжает традиции Московской, но в этом смысле консерватория всё-таки родоначальница своих собственных традиций. В смысле кафедры народных инструментов и, конечно, преподавания баяна.

Александр ЗАНОРИН: Да, нашей кафедре народных инструментов уже более 60-ти лет и сформировалась она благодаря влиянию Ивана Яковлевича Паницкого, который сумел собрать вокруг себя энтузиастов, любителей народной музыки, любителей народных инструментов и мотивировать их на дальнейшую работу. Кафедра народных инструментов – одна из лучших и перспективных в консерватории.

Алексей БАРАБАНОВ: Ректор Саратовской государственной консерватории Александр Занорин у нас сегодня в студии. Александр, пригласите наших слушателей на завтрашний концерт.

Александр ЗАНОРИН: Завтра, в субботу, в три часа дня в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки будет наш Пасхальный концерт, в котором мы исполним очень интересные, яркие сочинения в жанре духовной музыки. Будут представлены сочинения таких композиторов, как Бортнянский, Березовский, Гречанинов, фрагменты из известного цикла Павла Григорьевича Чеснокова «Во дни брани».

Мы не первый раз приезжаем. И я хочу выразить слова огромной благодарности Михаилу Аркадьевичу Брызгалову – генеральному директору Музея музыкальный культуры, который дал возможность нам выступать в Музее им. Глинки, где у нас проходит абонемент из трёх концертов. И этот концерт является завершающим в абонементе, который называется «Духовные песнопения». Я был бы рад видеть всех желающих завтра, в три часа, в «Прокофьевском» зале Музыкального музея имени Глинки.

Алексей БАРАБАНОВ: Это концерт Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии. И коллектив ваш достаточно молодой.

Александр ЗАНОРИН: Да, молодой.

Алексей БАРАБАНОВ: Но при этом с богатыми традициями.

Александр ЗАНОРИН: Да. Коллектив наш был создан по благословению митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Владыка до этого был наместником Подворья Троице-Сергиевой Лавры здесь, в Москве. Одним из первых его дел главных и важных в Саратове стало создание Архиерейского мужского хора с целью возрождения певческих традиций. И наша задача основная – это и участие в богослужениях, мы сопровождаем Владыку в его архипастырских поездках, но кроме того, это, конечно, миссионерская работа – это те просветительские концерты, которые мы осуществляем не только в залах консерватории, но и в других залах страны: мы выступали и в Самаре, и в Тольятти. И вот как раз после концерта в Москве, в воскресенье, мы выступаем в Салехарде на Пасхальном фестивале, куда мы отправляемся по приглашению департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

Алексей БАРАБАНОВ: Честь и хвала вашему коллективу!

Александр ЗАНОРИН: Спасибо большое! Я бы хотел в эти светлые дни Светлой Пасхальной седмицы поздравить всех со Светлым Праздником Христова Воскресения и с приближающимся праздником, с великим праздником – Днём Победы. И, если вы позволите, у нас есть ещё один музыкальный фрагмент – это песня Соловьёва-Седова «На солнечной поляночке», которую недавно записал наш Архиерейский хор, и я хотел бы попросить вас в эфире её продемонстрировать.

Алексей БАРАБАНОВ: Конечно. Сейчас будем слушать музыку. А я благодарю вас за то, что вы приехали к нам сегодня, столько всего интересного поведали. И желаю успехов и удачи. В первую очередь, всем студентам консерватории.

Александр ЗАНОРИН: Спасибо.

Алексей БАРАБАНОВ: У нас был в студии сегодня Александр Занорин – ректор Саратовской государственной консерватории имени Собинова, доцент кафедры дирижирования и художественный руководитель Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии.