Мощным гала-концертом открылся XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле. На одной сцене Юрий Абрамович собрал ярких солистов — известных российскому слушателю и выступавших здесь впервые.

Легендарный музыкант, «Паганини трубы» Сергей Накаряков в сопровождении оркестра «Новая Россия» исполнил «Вариации на тему рококо» Чайковского в переложении для флюгельгорна. Каждый раз, слушая это произведение в исполнении маэстро Накарякова, поражаешься филигранной технике и точности. Часто возникает ощущение, будто солисту вообще не требуется дыхание — настолько длинные и в то же время естественные фразы выдает его инструмент.

Из приятных открытий — молодые зарубежные музыканты: швейцарская виолончелистка Надеж Роша и южнокорейский пианист Сунвоок Ким. В исполнении европейской гостьи прозвучало одно из самых популярных и экспрессивных сочинений второй половины XIX века — Первый виолончельный концерт Камиля Сен-Санса. Виртуозную игру Надеж дополнила пикантная деталь — инструмент с изображениями ангелов, расписанный вручную. Хрестоматийны фортепианный концерт Эдварда Грига стал завершением вечера. Сунвоок Ким сыграл его канонически, если не сказать классично.

Башметовский фестиваль невозможно представить без премьер, в том числе мировых. Трагичную, глубокую и бесконечно выразительную кантату Алексея Сюмака «Двенадцать» на стихи Блока представили сопрано Екатерина Щербаченко и тенор Ярослав Абаимов в сопровождении оркестра «Новая Россия» (за дирижерским пультом Юрий Башмет). В произведении совсем нет кантилены. Да и откуда ей взяться? Сюжет-то совсем не лиричный. Композитор с уважением относится к первоисточнику, не ломая, но лишь подчеркивая разнообразие стихотворных ритмов. Сама по себе поэма «Двенадцать» очень музыкальна. Здесь и марши, и разухабистые частушки, и стук барабанов, и разговоры, и тихие напевы. Алексей Сюмак как композитор чуткий всё это прекрасно слышит, виртуозно играет интонациями, метром и паузами. Остро звучат хлесткие речитативы солистов, оркестр то накрывает fortissimo, то почти затихает. Особенно хорош оказывается финал с пилящим, метельным гулом скрипок, которые доводят трагизм блоковского текста до предела.

Еще одной премьерой для ярославской публики стало «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского. У произведения весьма необычный исполнительский состав: чтец, солирующий альт, симфонический и народный оркестр. Солистами в этом эпичном музыкальном полотне выступили Михаил Ефремов и Юрий Башмет в сопровождении «Новой России» и народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной. И пусть это уже не мировая премьера (впервые опус прозвучал на Сочинском фестивале, затем в Москве), впечатление остается колоссальное, невольно вызывая в памяти эпос Бородина и Мусоргского и, с одной стороны, оставаясь в русле лучших музыкальных традиций, а с другой, привнося в них новые, современные краски.

Наталия СЕРГЕЕВА