«Grand Piano in Palace» — одно из ярких культурных событий Петербурга. В международном конкурсе-фестивале участвуют исполнители, педагоги, члены жюри, эксперты из России и зарубежья. C идейным вдохновителем и генеральным директором фестиваля — известным пианистом, лауреатом многих музыкальных конкурсов Александром Яковлевым побеседовал Вадим Вилинов.


В. Вилинов: Как появилась идея создать фестиваль?

А. Яковлев: Будучи студентом таких вузов, как Моцартеум в Зальцбурге или Берлинский институт искусств, я имел возможность участвовать во многих международных состязаниях, заодно путешествуя, узнавая мир. Прежде всего, в этой возможности меня притягивала атмосфера музыкального сотворчества, живая среда, объединяющая всех одной идеей и любовью к музыке. Люди из разных уголков планеты могли реализовывать свое желание вместе творить музыку. Я настолько проникся этим ощущением, что после возвращения в Россию решил воссоздать его в виде большого фестиваля, который бы включал в себя и конкурсы, и концерты, и мастер-классы, делая всех соучастниками этого музыкального праздника. То есть создание этого фестиваля для меня — это результат стремления объединить юных музыкантов и помочь им в понимании процесса становления личности на пути к настоящему искусству.

В. Вилинов: Минувшим летом на концерте-открытии фестиваля на одной сцене с заслуженными мастерами играла девочка — лауреат прошлогоднего конкурса. Станет ли такой формат открытия — когда дети играют вместе с именитыми профессорами — традицией?

А. Яковлев: Безусловно, это не было случайностью, и мы будем продолжать традицию. Такая практика, когда юный музыкант может быть на одной сцене со своим взрослым музыкальным наставником, педагогом, уже состоявшимся артистом, здорово стимулирует к развитию, вдохновляет, помогает ощутить себя на сцене артистом, а не просто учеником, соучаствовать в концертном исполнении, а значит, в стремлении воссоздать музыкальный шедевр здесь и сейчас!

В. Вилинов: Концерт-открытие был благотворительным. C какой именно организацией Вы сотрудничаете? Насколько это важно для вас?

А. Яковлев: Я абсолютно убежден, что подобные мероприятия должны включать в себя и благотворительное начало. Ведь у фестиваля образовательно-просветительский формат. Мы помогаем молодым музыкантам улучшить свои музыкальные навыки, углубить понимание замысла исполняемых произведений. Однако мы должны помнить, что помогать нужно не только будущим артистам, но и обычным детям, просто обучающимся музыке. Классическая музыка как сила, объединяющая сердца, умы и души людей, должна стать неотъемлемой частью жизни большинства людей.

В. Вилинов: Сейчас много исполнительских конкурсов и фестивалей разных уровней. Как вы считаете, входит ли «Grand Piano in Palace» в перечень приоритетных фестивалей? В чем его уникальность? Какие у него перспективы?

А. Яковлев: Концепция нашего фестиваля уникальна прежде всего своей многогранностью. И мы постоянно работаем в этом направлении, стараясь развивать и улучшать наше детище. В этом году на фестивальных площадках удалось провести более 15 концертов участников фестиваля — как юных талантов, так и мастеров сцены. Три фестивальных дня с нами работал оркестр солистов «Санкт-Петербург опера», и все участники получили возможность выступить с оркестром. Интереснейшие лекции приглашенных профессоров фестиваля, в том числе такой неоднозначной фигуры в мире музыки, как Дмитрий Соллертинский, педагогов и профессоров Алексея Чернова, Алехандро Драго, обилие творческих встреч и, наконец, конкурсы (в этом году их было целых три: в номинациях камерная музыка, фортепиано соло и выступление с оркестром) — все это позволяет говорить о том, что фестиваль «Grand Piano in Palace» выходит на новый мировой уровень и в скором времени займет достойное место среди подобных образовательно-просветительских проектов не только в России, но и во всем мире.

В. Вилинов: Ваше мероприятие проходит исключительно в исторически значимых зданиях Санкт-Петербурга. Скажите, принципиально ли само место проведения? Насколько «Grand Piano in Palace» связан именно с городом на Неве?

А. Яковлев: Я могу рассказать о простом примере из своей жизни. Учась в Зальцбурге, я жил в студенческом общежитии, находившемся прямо за углом дома, в котором родился Вольфганг Амадей Моцарт. Просыпаясь, каждое утро я непременно проходил по Моцартовским местам. И уже само место моего обитания сподвигло меня к более детальному изучению творчества и биографии великого композитора. В результате мне удалось изучить редчайшие документы, письма, партитуры, что естественным образом продвинуло меня в понимании творчества этого гения.

Фестиваль недаром проходит в городе на Неве. Нам открыли свои площадки Русский музей, Дом композиторов, Капелла, Филармония, многочисленные музеи и дворцы. Заниматься на роялях Дома композиторов, на которых играли великие Шостакович и Щедрин, выступать на той же сцене, что и Прокофьев, Ростропович, Вишневская, в залах, где играли и играют практически все известные исполнители — это ли не счастье для молодого (и не только) артиста?

Я убежден, что для воспитания музыкальной личности важна абсолютно вся палитра знаний, эмоций, ощущений, получаемых молодым исполнителем от окружающих его явлений и событий.

В. Вилинов: Летом, в разгар отпусков и дачного сезона город пустеет, но в зрительных залах на фестивалве не было свободных мест. Как Вы формируете программу «Grand Piano in Palace», чтобы этого добиться?

А. Яковлев: Я бы сказал так: Организация и система фестиваля выстроены таким образом, что нам не приходится намеренно поддерживать активность участников и привлекать внимание зрителей. Наоборот, под конец фестиваля мы уже просто не успеваем следить за активностью участников. Ведь будучи участником фестиваля, ты имеешь возможность выступить по своему желанию множество раз, в камерных группах возможны комбинации «мастер-ученик» в различных составах. Концерты организуются стихийно и, например, заключительный концерт, который проходит в восхитительном Мраморном дворце Русского музея, носит характер музыкального марафона «нон-стоп». Играют подряд все участники, а это более восьми часов музыки! При этом посетители музея приходят на концерт прямо во время исполнения. Музыка звучит, не прерываясь. Вот это я называю праздником музыки!

В. Вилинов: Как вы подбираете артистов, экспертов и членов жюри конкурса? Чем руководствуетесь?

А. Яковлев: Прежде всего мне помогает в этом моя дружная команда фестиваля, и на сей счет у нас есть своя экспертная комиссия по подбору экспертной комиссии. А вообще, все приглашенные артисты, профессора, они же члены жюри, удивительным образом дружны, солидарны и поддерживают друг друга. И в течение фестиваля мы не только принимаем решение пригласить большинство из них снова, но и прислушиваемся к их экспертным рекомендациям, кого еще стоило бы пригласить. В этом году у нас было беспрецедентно большое количество артистов и жюри, деятелей культуры — всего 21 человек. Это действительно много, если учесть, что приехали они все из разных стран.

В. Вилинов: В будущем 2020 году фестиваль «Grand Piano in Palace» будет проходить с 21 по 28 июня. Каков будет его формат?

А. Яковлев: Формат фестиваля изменений не претерпит, будут лишь некоторые усовершенствования. Открытие пройдет в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, где сыграют детские оркестры и победители прошлых лет совместно с артистами международного уровня. Это стоит посмотреть!