Конкурс юных вокалистов Елены Образцовой начнётся 16 июля в Санкт-Петербурге. По словам Натальи Игнатенко, директора Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства Елены Образцовой, это состязание станет особенным: помимо денежного приза, участники смогут обсудить своё выступление с каждым членом жюри лично и получить уникальный вокальный опыт.

Наталья ИГНАТЕНКО: На детский конкурс впервые приедут ребята из Соединённых Штатов Америки, из Великобритании, из Греции, что очень приятно. Никакие политические отношения между нашими государствами, которые переживают, может быть, не лучшие времена, не мешают музыке, культуре, взаимопроникновению, взаимодействию. Дети приедут и получат горячий приём, так же как и во время чемпионата мира по футболу.

Иногда дети приезжают со своими концертмейстерами. И мы даём возможность поработать с самыми лучшими петербургскими концертмейстерами. Это практически концертмейстеры-коучи, которые во время репетиций дают детям ценные профессиональные советы.

Ребятам, которые не прошли во второй тур, конечно, очень непросто. Вы даже не представляете, как мне тяжело объявлять результаты первого тура и видеть слёзы детей. Я их предупреждаю: «Это счастье! Вы уже вышли на эту сцену!»

Программа когда-то составлялась Еленой Васильевной Образцовой. Она продумывала и совершенствовала её на каждом конкурсе. Какие-то ошибки при составлении программы допускала и она. Сегодня уже очевидно, что эта программа соответствует возрастным особенностям, особенностям голоса. Педагоги, к сожалению, иногда не понимают возможностей совсем маленьких деток. Мы это видим на телепроектах «Голос», «Синяя птица». Девятилетний ребёнок поёт, например, Калафа. Это губительно для голоса! Теноры и в тридцать лет отказываются петь эту партию. Есть такие феномены, как, скажем, Доминго или Владимир Андреевич Атлантов, который с самых молодых лет обладал уникальным голосом. Но это крайне редкие, особые люди, имеющие крепкие, здоровые, очень ноские голоса, которые долго сохраняются. А ребёнок может потерять: одно-два исполнения – и он останется без голоса. Никто об этом не думает, все восхищаются этими детьми. Елена Васильевна очень строго к этому относилась. Поэтому детки поют очень детскую музыку в соответствии с возрастом, чтобы не погубить голос и сохранить то, чем их наделила природа.

Елена Васильевна уделяла особое внимание присутствию русской музыки на своём конкурсе и в своём репертуаре. Конечно, Верди, Пуччини писали такую яркую музыку! Петь её – просто счастье! Русская музыка, может быть, не такая яркая. Но мы пропагандируем её, просим, чтобы учили, чтобы пели.

Вы знаете, особых поблажек иностранцам мы не делаем. У вокалистов должно быть очень хорошее ушко. Они слышат по-другому. Они могут не говорить по-русски, но они могут выучить русские тексты в правильном произношении.

Часто, кстати, иностранцы приезжают потому, что у них русские педагоги. Так получается, что многие русские вокалисты по разным причинам уезжают на Запад, сначала поют, а потом становятся педагогами. Эти педагоги называются коучами. Они учат в том числе и правильному вокальному произношению русского языка, учат пропевать так, чтобы мы понимали, о чём поют.

В репертуаре участников появляются новые произведения из детских кинофильмов, появляются новые мультики, но подходы одни и те же. В конечном итоге должен быть талант и вокальное образование, подготовка. Никаких скидок на то, что это уже люди другого поколения, быть не должно. Хочется, чтобы дети рождались и вырастали в крупных певцов, которые могли бы сравниться с певцами золотого века Большого театра.

Талант очень важен для успеха. Но ещё важнее бойцовский характер и крепкая нервная система. Мы сталкиваемся с тем, что перед выходом на сцену и у детей, и у взрослых бывают нервные срывы и слёзы. Вы знаете, я благодарю всех участников конкурса, даже тех, кто не пройдёт во второй тур, потому что это огромное мужество – выйти на сцену. Как правило, во время туров залы у нас переполнены. Вход у нас бесплатный, и люди стоят, смотрят. Петь перед полным залом – это счастье для вокалиста, но и ответственность. И детям, и взрослым бывает трудно переступить порог, отделяющий бэкстэйдж от сцены, и выйти к людям. А дальше надо показать всё, чем тебя наделила природа и чему тебя научили твои педагоги, отдать себя публике.

Характер, энергия, нервная система и талант – вот всё, что нужно. Без таланта, конечно, не победить. Но даже не очень талантливый исполнитель бывает так убедителен, что он заставит поверить в себя. Это может быть и ребёнок, и взрослый. Поэтому бойцовские качества очень важны.