Иванова Виктория Николаевна

Иванова Виктория  Николаевна

Иванова Виктория Николаевна

Звезда камерного пения.

Рождение
22 сентября 1924

Кончина
01 февраля 2002

певец / певица

Ее мало кто знал в лицо, но ее голос был знаком практически каждому советскому слушателю. Она редко выходила на большую сцену, оставаясь, в основном, «за кадром» в многочисленных радиопрограммах, кино- и мультфильмах, грамзаписях. Ей не давали высоких званий и наград, но зато называли «жемчужиной отечественного вокала», «ангельским сопрано, неподвластными земному притяжению», «золотым голосом эпохи».

Виктория Николаевна - коренная москвичка, всю жизнь прожившая в старинном районе Лефортово. Там же, в знаменитом Лефортовском госпитале, ныне имени Бурденко, работали ее родители-врачи. Они рано выявили дарование дочери, которая сначала училась в музыкальной школе на фортепиано, а потом - вокалу у Ольги Славинской-Фёдоровской в Гнесинском училище и институте, открытом в конце войны. Окончив с отличием его аспирантуру, она становится солисткой Московской филармонии, где работает 40 с лишним лет, до 1998 года. Ещё во время учёбы, с конца 40-х годов, Виктория начинает записываться на радио и в кино. Ее кристально-чистый лирический голос с прозрачным нежным тембром, свободной естественной вокализацией, удивительно подходит киногероям разных возрастов - и детям, и девушкам, и молодым женщинам. Он звучит в фильмах «Заноза», «Стрекоза», «Укротительница тигров», мультиках «Необыкновенный матч», «Кошкин дом», «Аленький цветочек», «Русалочка».

Концертный репертуар певицы огромен и включает произведения композиторов разных эпох и стилей - Шютца, Векерлена, Баха, Бетховена, Шуберта, Брамса, Малера, Дебюсси. В её программах присутствует старинная французская и английская музыка, русские народные песни и романсы, произведения советских авторов Прокофьева, Блантера, Дунаевского, Левиной. Она много гастролирует – и на родине, и за рубежом. Ей приходится выступать не только в крупных городах и залах, но и в самых отдаленных уголках страны, где даже не всегда есть нормальные сцены и инструменты. Но везде Иванова находит кратчайший путь к сердцам слушателей благодаря своему неповторимому «человечному» искусству и высочайшему профессионализму.

Непросто складывается и личная жизнь певицы. С 3 лет лишившись отца, она рано выходит замуж за своего одноклассника Юрия Матусова. Их единственная дочь Катя тоже обладает прекрасным голосом, записывается на радио в дуэте с матерью, даже поет в фильме-сказке «Морозко» за героиню Натальи Седых Настеньку, но в 16 лет, после неудачной операции на мозге, становится инвалидом. Вскоре от инфаркта умирает и супруг Ивановой. Но несмотря на эти и прочие удары судьбы, она сохраняет творческую активность до самых преклонных лет, неся своим слушателям надежду, утешение и веру в лучшее. Певица покидает сцену в 74 года, оставаясь «всего лишь»заслуженной артисткой РСФСР. Через год, по просьбе ее многочисленных коллег - Архиповой, Долухановой, Образцовой, Ведерникова, Касрашвили и других, ей присваивают орден «Знак Почёта», но на ее пенсии это никак не отразилось.

Последние годы Виктория Иванова тяжело болела и умерла в 2002 году. Она покоится на Введенском кладбище в родном Лефортове, где похоронены не только сам Лефорт, но и Мария Максакова, Геннадий Рождественский, Марк Рейзен и даже Джон Фильд.

Анатолий Лысенков

 

Коротко о певице:

Иванова была крещена как Ия, что значит по-гречески «фиалка». Носители этого кратчайшего имени часто обладают твердой волей, не терпят обмана, легко возбудимы, скрывая это за внешней холодностью, ранимы, чувствительны и не честолюбивы. Таким образом она очень напоминает свою тезку актрису Ию Савину, обладавшую таким же прямым характером и тонким «ангельским» голосом. У обеих, кстати, остались дети-инвалиды. Один из коронных номеров певицы - итальянская песня «Купите фиалки». 2. По словам композитора Зары Левиной, «Иванова — тугодум. Она долго решала - петь или не петь данное произведение, и если отказывалась от исполнения не потому, что оно ей не нравится, значит, она не была уверена, что сумеет донести его до слушателя. Она не пела того, в чём не чувствовала внутренней необходимости».

Визитной карточкой Ивановой стал романс «Вам не понять моей печали», который она пела с такой искренностью и убедительностью, что казалось, будто он написан специально для нее.

В числе поклонников певицы были известные писатели Солженицын, Битов, Астафьев. Последний опекал ее всю жизнь и оставил о ней трогательные воспоминания. Он был старше ее всего на несколько месяцев, и ушли они в той же последовательности – он 29 ноября 2001 года, она - 1 февраля 2002-го. Даже имена их схожи: Виктор и Виктория, победитель и победительница.

Одним из зарубежных триумфов Ивановой стало парижское исполнение партии сопрано в 4-й симфонии Малера. В основе ее лежит наивная детская песенка «Небесная жизнь» на текст из «Чудесного рога мальчика», в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся. Эта мелодия, как и все произведение, оказались необычайно близки певице и идеально подходили ее голосу.

Голос Ивановой также называли «уникальный голос-флейта, неземной, нематериальный, передающий состояние великого блаженства и наивной детской простоты, чистоты окружающей жизни и нравственности поколения; парящий, девственно кроткий, акварельный».