Самосуд Самуил Абрамович

Самосуд Самуил  Абрамович

Самосуд Самуил Абрамович

Неутомимый энтузиаст, один из знаменитых дирижёров советской эпохи, лауреат трёх Сталинских премий...

Рождение
14 мая 1884

Кончина
06 ноября 1964

дирижер

Как вспоминал Самуил Самосуд, музыкальные наклонности у него появились в раннем детстве. Отец-дирижёр обучил игре на корнет-а-пистоне и виолончели. Выступать сольно Самуил стал в шесть лет. Позднее отец отдал мальчика в Тифлисское музыкальное училище, где Самуил занимался в классах духовых инструментов и виолончели.

Позже юноша отправляется в Прагу, где учится у чешского виолончелиста Гануша Вигана, а затем в Париже у известного каталонца Пабло Казальса и в знаменитой «Схола конторум» по классу композиции у главы школы Венсана д’Энди, а также осваивает дирижирование у Эдуара Колонна. Вернувшись в Петербург, Самосуд играет на виолончели в оркестре Народного дома – общедоступного культурно-просветительского учреждения в дореволюционное время. В 1910 году, после недолгой карьеры виолончелиста, Самосуд становится дирижёром оперного театра Народного дома. Спустя семь лет Самуилу Абрамовичу предлагают должность дирижёра Мариинского театра. Там Самосуд проработает недолго, поскольку в 1918 году получит одну из важнейших должностей в своей жизни – главного дирижёра и художественного руководителя Михайловского театра.

У музыканта уникальная судьба. За годы карьеры, он возглавлял оркестры Мариинского и Михайловского театров в Петербурге, Большого театра и  Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, Оперно-симфонического оркестра при Всесоюзном радиокомитете, на базе которого Самосуд создаст Симфонический оркестр Московской филармонии. Самуил Абрамович также основал Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Самосуда можно назвать мостом между двумя эпохами: Российской Империи и Советского Союза. Маэстро дирижировал спектаклями при участии Шаляпина, который тепло отзывался о Самуиле Абрамовиче. На заре СССР дирижировал произведениями Шостаковича («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда») и других композиторов молодой страны. Под управлением Самосуда состоялись и важнейшие премьеры в истории СССР: Седьмой симфонии Шостаковича, «Ивана Сусанина» Глинки, «Войны и мира», оратории «На страже мира» и Седьмой симфонии Прокофьева. Самосуд неразрывно связан с советской эпохой в её самые непростые годы. Название статьи дирижёра «Опера, которая делает эпоху» будто отображает жизненный путь Самуила Самосуда.

Никита Курочко

 

 

Пять фактов о дирижёре:

1 – дирижировал спектаклями, в которых принимал участие Шаляпин;

2 – руководил крупнейшими оркестрами Петербурга и Москвы; 

3 – Был первым исполнителем Ленинградской симфонии Шостаковича, оперой «Война и Мир» Прокофьева;

4 – создал Симфонический оркестр Московской филармонии и Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения;

5 – Прокофьев писал Самосуду: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».