Александр Журбин рассказывает о двух мюзиклах Стивена Сондхайма позднего периода. Одну из этих постановок ждала непростая судьба на сцене, а во второй сюжет поворачивается самым неожиданным образом...

В 1981 году режиссер Хэл Принс и Стивен Сондхайм задумали еще одну вещь. Они нашли довольно старую пьесу – 1934 года – принадлежащую авторству Джорджа Кауфмана и Мосса Харта, которая так и называлась «Merrily We Roll Along» («И мы весело кружимся»). Действие оригинальной пьесы происходило в 30-ые годы ХХ столетия. Сондхайм и Принс перенесли его 70-ые. Впрочем, в остальном сюжет остался прежним: богатый, циничный голливудский продюсер продает свою жизнь, теряет своих друзей, и, в конце концов, остается совсем один, так сказать «у разбитого корыта». Словом, известная история о том, как человек поднимается, начиная «с нуля», добивается богатства, власти, успеха, славы, и вдруг теряет самое главное – свое человеческое достоинство.

Александр Журбин: «Надо сказать, что задумано все было очень хорошо и красиво. Всё-таки это были Стивен Сондхайм и Хэл Принс – культовые театральные деятели своего времени. Тем не менее, мюзикл стал одним из самых невезучих творений в карьере Сондхайма. Спектакль довольно много ставился на сцене, да и сам композитор не раз его переделывал, дописывая и совершенствуя материал. Однако гармония так и не была достигнута, и мюзикл «Merrily We Roll Along» потерпел полный провал. Постановка продержалась всего шестнадцать представлений, после чего была со скандалом снята. Люди просто не покупали билеты. Критика была ужасающая. В результате этой неудачи прежде успешная творческая команда  композитора Сивена Сондхайма и режиссера Хэла Принса распалась на долгое время…»

Естественно, что и сам Стивен Сондхайм впал в некое отчаяние, у него даже появилась мысль уйти из музыкального театра. В это же самое время, будучи окруженным новыми идеями и новыми людьми, он знакомится с режиссером Джеймсом Лапиным (James Lapine), с которым его на долгие годы свяжет творческая дружба.

И здесь начинается один из самых загадочных проектов Сондхайма, который многие считают его главной удачей. Речь идет о мюзикле «Sunday In The Park With George», что на русский язык можно перевести, как «Воскресенье в парке с Джорджем». Сюжет повествует о том, как непросто художнику заниматься искусством в продажном коммерческом мире и примирять творчество с обыденностью «нормальной» жизни. 

Авангардный спектакль Стивена Сондхайма и Джеймса Лапина был отмечен Пулитцеровской премией за 1984 год. Чем же был так знаменателен этот мюзикл?

Александр Журбин: «Я думаю, «Sunday In The Park With George» можно сравнить с «Воццеком» в опере. Это – очень сложное, почти экстремальное произведение, вместе с тем совершенно замечательное по музыке, сюжету, и идеологии. Этот мюзикл абсолютно не похож на своих собратьев по жанру, даже, более того, сам композитор Стивен Сондахйм так больше никогда не приблизился к уровню, достигнутому здесь…»

Крупнейший американский критик того времени Фрэнк Рич (Frank Rich) писал в своей рецензии: «Это – первый по-настоящему современный мюзикл в истории бродвейского театра. Также, как и живопись Сера, этот мюзикл не подражает действительности, но творит ее заново каждым ударом кисти, то есть музыки. В «Sunday In The Park With George» есть некая линия, или даже ватерлиния, между старым и новым искусством».

Но, увы, время показало, что мюзикл не был началом новой эры в музыкальном театре, а просто удивительным – единственным в своем роде явлением…

«Но при чем же здесь основатель пуантилизма – художник Жорж Сера?» – спросите вы, и будете правы…

 


Из цикла:

>> Стивен Сондхайм – мюзикл «Marry Me A Little»

>> Лучший мюзикл Стивена Сондхайма – «Sweeney Todd»

>> Стивен Сондхайм – мюзикл «A Little Night Music»

>> Стивен Сондхайм – мюзикл «Follies»

>> Первый успешный мюзикл Стивена Сондхайма

>> Стивен Сондхайм - Бродвейское восхождение

>> Стивен Сондхайм - гений Бродвея