Встреча с Валерием Семеновским - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Александр Журбин прерывает свой цикл передач о творчестве Стивена Сондхайма, в пользу серии интервью с российскими деятелями в области отечественного музыкального театра. Однако к творчеству американского композитора он обещает непременно вернуться и к шести существующим программам о нем сделать еще шесть. В этой программе он беседует с театральным критиком, историком театра, драматургом и журналистом  - Валерием Семеновским.

Валерий Семеновский родился в Одессе, в этом же городе начиналась и его становление в музыкальном театре. В 1974-м году он закончил факультет журналистики МГУ. Был одним из основателей Всероссийского объединения «Творческие мастерские» (1988). Был главным редактором издательства «Союзтеатр» (1987-1990), журналов «Московский наблюдатель» (1991-1998) и «Разгуляй» (1995-1998). Долгое время работал в журнале «Театр» (1973-1987), а в последние годы существования этого издания был его главным редактором (2000-2008). Сегодня Валерий Смелянский говорит с большим сожалением о закрытии этого издания.

Валерий Семеновский: «Журнал «Театр» год назад перестал существовать. Сегодня не хотелось бы говорить о печальных коллизиях, которые сопутствовали этой истории. Единственное, что можно сказать, что это – старейшее театральное издание  в Европе, существовавшее 75 лет. Он был основан в 1930-м году. Он не выходил во время Отечественной войны, и, к сожалению, перестал выходить сейчас…»

Будучи автором многочисленных работ о современном театре и его истории, опубликованных в российской и зарубежной печати, Валерий семеновский также рассуждает о том спаде, который переживает сегодня не только отечественный, но и мировой театр.

Валерий Семеновский: «…Тот театр - великий театр конца прошлого века, он был, конечно, театром личностей. И надо сказать, что этот процесс (процесс спада, прим. ред.) – общеевропейский… Конечно, есть крупные имена в мировом театре и сегодня. Но времена Стрейлера, Брука, которые, конечно, сейчас уже не в той форме, в какой были когда-то, эти времена прошли. Но… жизнь – полосатая, и невозможно предугадать, когда начнется ренессанс. Надо просто работать и стараться работать честно…»

 

 

Впрочем, значительная часть этой программы отведена непосредственно драматургическим работам Валерия Семеновского в отечественном музыкальном театре. В этом контексте он рассказывает о возникновении русского мюзикла, как такового – о его корнях и предпосылках, о телемюзиклах, которые породили новое качество российского театра и режиссерах-реформаторах, которые в свое время пришли в жанр оперетты.

Первыми пьесами для музыкального театра, где Валерий Семеновский выступил в качестве автора либретто и стихов был мюзикл «Беспечный гражданин» (1985г.) и опера-фарс «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» (1987г., композитор Анатолий Затин). Эти спектакли были поставлены талантливым режиссером Кириллом Стрежневым в Ленинградском, а потом и в Свердловском театре музкомедии. Ценность этих постановок и по сей день состоит в том, что они наметили некую самобытную тенденцию развития отечественного мюзикла, которая сегодня, к сожалению, в силу коммерческой специфики жанра, уходит в небытие, уступая место клонированным бродвеским шоу. В 2005 году в сотрудничестве с композитором Николем Орловским и режиссером Владиславом Пази в Театре на Литейном (Санкт-Петербург) был поставлен музыкальный спектакль «Пышка». В программе звучат музыкальные фрагменты всех трех спектаклей.

Валерий Семеновский: «”Беспечный гражданин” – это была наша первая вещь (1985 год). Постановка Кирилла Стрежнева. Это ретро-история о человеке, который хотел стать опереточным артистом. Началась война, после которой он перестал быть артистом, зато начал играть на свадьбах и похоронах. В основу легла повесть Анатолия Макарова «Человек с аккордеоном». Это была такая, если говорить о музыкальной задаче, полистилистика. Там все начинается с некой стилизации под Дунаевского, под дурацкую самодеятельность 30-х годов, а кончается стилизацией под Глена Миллера, то есть это уже – конец 40-х. И надо сказать, что все это соединилось…»

 

 

В 2009 году в издательстве «Балтийские сезоны» (Санкт-Петербург) вышла книга Валерия Семеновского – «Книга Представлений». В нее вошли пьесы: «Тварь» (1999), «Арто и его Двойник» (2002), «Любовь и смерть Зинаиды Райх» (2004), «Ловелас» (2005), «Возвращение в Одессу» (2007). Эти пьесы-представления — в режиссуре Николая Шейко, Валерия Фокина, Григория Козлова, Олега Рыбкина, Александра Галибина, Михаила Левитина и других — поставлены в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Уфы и других городов.

Валерий Семеновский: «Нет худа без добра – если бы не закрыли журнал «Театр», то я бы никогда не собрался написать эту книжку. Книга вышла в этом году в издательстве «Балтийские сезоны» в Петербурге. Она состоит из нескольких пьес (музыкальные я туда не включил). У каждой из них достаточно счастливая судьба. Одна, скажем, довольно уже давняя – пьеса «Тварь» – она шла во МХАТе в постановке Николая Шейко, а «Арто и его Двойник» (там я тоже писал песенки) шла в постановке Валерия Фокина в Центре Мейерхольда. В обоих этих спектаклях главную роль играл замечательный выдающийся актер – Виктор Гвоздицкий, который, к сожалению, два года назад ушел из жизни. И, несмотря на предложения возобновить, в частности, «Тварь», мы просто не в состоянии были это сделать – представить другого актера…»