В программе "И довелось, и посчастливилось..." Сергей Яковенко рассказывает о Дмитрии Кабалевском и Софии Губайдулиной.

Дмитрий Кабалевский окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка». С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов.

Кабалевский создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова Р.И. Рождественского), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.

Софию Губайдулину обычно  помещают в «первой тройке» советского авангарда 1960–1980-х годов, сразу вслед за Э.Денисовым и А.Шнитке. Первым представительным ее сочинением стала кантата Ночь в Мемфисе для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968). В дальнейшем она отдавала предпочтение инструментальным формам сравнительно небольших масштабов, часто с оригинальным составом инструментов. С конца 1980-х годов в ее творчестве вновь появляются вокально-инструментальные композиции; в их числе Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990; кантата Из Часослова на стихи Р.М.Рильке, 1991; кантата Теперь всегда снега на стихи Г.Айги (1993) и одна из последних работ – масштабные Страсти по Иоанну (2000), написанные по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И.С.Баха.

Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций; её стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению.