Непосредственно подступая к фортепианному циклу Петра Ильича Чайковского "Времена года" Михаил Казиник и Алексей Ботвинов начинают свое музыкальное рассуждение с первых двух пьес  -  «Январь» и «Февраль»…

Михаил Казиник: «…Когда Николай Матвеевич Бернард – редактор и владелец журнала «Нувеллист» в 1875 году обратился к Петру Ильичу Чайковскому, то произошло событие революционное в области музицирования. Он предложил своему любимому композитору написать 12 пьес к двенадцати месяцам года; этот цикл он сам назвал «Времена года». Каждый месяц журнал должен был выходить с одной пьесой. И Чайковский, понимая, что этот журнал предназначен для огромного количества людей, подумал о том, что это должно быть доступно. И первая пьеса в этом цикле – «Январь» – это попытка преодолеть косность, ужас, бездарность этих массовых изданий и создать действительно художественные образы…»

>> Возникновение цикла "Времена года", непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом "Нувеллист", основанном в 1842 году. Старший из семьи Матвей Иванович Бернард (1794-1871), основатель нотоиздательской фирмы и журнала "Нувеллист" был также пианистом и композитором. Продолжателем дела стал его сын Николай Матвеевич (1844-1905), также известный музыкант. Редактором журнала был брат основателя фирмы Александр Иванович (1816-1901), известный пианист и композитор. "Нувеллист" знакомил публику с новыми сочинениями русских композиторов, музыкантов - любителей, а также зарубежных авторов. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.

Чайковский сотрудничал с "Нувеллистом" с 1873 года, сочинив для журнала несколько романсов. Поводом к написанию цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Николая Матвеевича Бернарда, полученный Чайковским в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: "Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю". Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.

При издании цикла "Времена года" в "Нувеллисте" пьесы получили поэтические эпиграфы. Стоит отметить, что Николай Матвеевич Бернард был большим знатоком русской литературы и поэзии и даже автором литературных сочинений. По-видимому, именно издатель был инициатором включения стихов русских поэтов в качестве эпиграфов к уже написанным пьесам Чайковского.

Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер, за исключением сентябрьского. В журнале №9 появилось объявление, что подписчики в конце года получат в качестве премии отдельное издание всех 12-ти пьес. Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием "Времена года". Обложка была с двенадцатью картинками - медальонами и названием "Времена года".

Очень скоро после издания "Времена года" стали необычайно популярными и у музыкантов-любителей, и у профессионалов, а впоследствии явились одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки.

 Январь -"У камелька":

"И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела."

А.С.Пушкин

Февраль - "Масленица":

 "Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир."

П.А.Вяземский.