Сегодня мы снова в баварском городе Байройте, где с 25 июля по 28 августа проходит Вагнеровский фестиваль, на который съезжаются музыканты и любители оперного искусства со всего мира. Это, пожалуй, единственный фестиваль в мире, который может похвастаться очередью за билетами длиной в семь лет!..

Любопытно, что при очевидном финансовом успехе организаторы не считают необходимым тратиться на роскошь. В театре царит строгий нордический дух и, похоже, что в Байройте стремятся привить стойкость характера каждому зрителю. Обстановка театра почти спартанская: в жаркие дни в зале душно, спинки кресел неудобны для нынешней избалованной публики, и это при том, что практически ни одна опера Вагнера не идет менее четырех-пяти часов. Тем не менее, любовь к искусству берёт верх, и Байройт ежегодно посещает около 50 тысяч зрителей, что раз в десять меньше от общего числа желающих сюда попасть.

Нынешний фестиваль по счету 99-ый, а началась его  история с величественного театра-храма, построенного Вагнером в 1876 году при финансовой поддержке его страстного поклонника короля Людвига Баварского. Здесь были поставлены почти все оперы Вагнера, выступали такие мировые знаменитости, как Рихард Штраус, Артуро Тосканини, Герберт фон Караян.

 

Театр Вагнеровского фестиваля / фото из Википедии /

 

Продолжая традицию, начатую Людвигом Баварским, сегодня фестиваль поддерживает "Общество друзей Байройта", которое несёт большую часть затрат, кладя на алтарь искусства около 60 миллионов евро. В этом году меценатскому обществу исполнился 61 год. Традиции фестиваля бережно хранят и  потомки его основателя. После смерти композитора фестивалем руководил его сын Виланд Вагнер, которого сменил внук  Вольфганг, стоявший во главе фестиваля около полувека. Только в 2008 году 88-летний глава клана официально подал в отставку, передав почетный пост  двум дочерям от разных браков – Еве Вагнер-Паскье и Катарине Вагнер. Катарина - режиссер по профессии, в её постановке в Байройте уже идут  "Нюрнбергские мейстерзингеры", а Ева Вагнер-Паскье - опытный концертный менеджер высочайшего класса. Она была, среди прочего, директором лондонского Ковент-Гардена и программным директором парижской "Опера Бастий", а в  последние годы  занимала должность советника дирекции Метрополитен Оперы в Нью-Йорке.

В соответствии с идеей Вагнера театр был построен на Зеленом холме в северной части города.  Потолок Байройтского театра из раскрашенного и натянутого как солнечный парус полотна, напоминает  идеал Вагнера - театр под открытым небом. Внутреннее устройство театра необычно, поскольку зал не имеет галерей или балконов, а оркестр расположен под сценой и скрыт от глаз публики, чтобы не отвлекать её от представления.  К тому же, оркестровая яма отделена от зала козырьком, служащим резонатором; благодаря этому звук распространяется в сторону сцены, а затем мощно заполняет театральное пространство. Кресла партера изготовлены по чертежам самого композитора без мягкой обивки и подлокотников, дабы обеспечить наилучший резонанс в зале. Благодаря отсутствию звукопоглощающих материалов любое слово, сказанное или пропетое артистом, одинаково хорошо слышно в любой точке.

Новый театр на окраине города был спроектирован и построен всего за четыре года, и   Вагнер успел придать фестивалю ту устойчивую форму, в которой он существует поныне. Ежегодные летние фестивали, во время которых давалось несколько полных постановок "Кольца нибелунгов" и ряда других произведений, стали собирать тысячи поклонников вагнеровского творчества со всей Европы.

 

>> Официальный сайт Вагнеровского фестиваля в Байройте