Лабиринты. Тайная история музыки

"Всё, что живо, священно", - писал Уильям Блейк, английский поэт и художник. Мистик, который появился в литературе совершенно случайно. О жизни, творчестве и, конечно, музыке в нашей сегодняшней программе.

Сегодня наш музыкальный лабиринт привёл нас в Нидерланды, где жил и творил великий нидерландский живописец Иероним Босх. 

Хранящаяся в парижском Лувре «Кружевница» Яна Вермеера – одна из самых крошечных среди работ великого художника. Ее размер не превышает большой почтовой открытки. Между тем, считает профессор Евгений Жаринов, она содержит в себе гораздо больше смыслов, чем ее знаменитая соседка по пинакотеке – «Джоконда»…

«Гений Толстого услышал в этой музыке то, чего мы с вами никогда не услышим».

Соната №9 для скрипки и фортепиано Бетховена стала главным действующим лицом в очень сложной истории, которую описал Лев Николаевич Толстой в своей повести «Крейцерова соната»…

Мы продолжаем говорить о великом романе Льва Николаевича Толстого, который лежит в основании величественного здания русской классической литературы. Мы говорим о «Войне и мире».

В этом выпуске программы мы поговорим о произведении, которое знает каждый. Речь пойдёт о «Войне и мире» Льва Николаевича Толстого.

«№779» – так называется в Лувре картина, которая вот уже пятый век сводит людей с ума. «Джоконда» – это слово, которое немедленно вызывает в памяти “сфинкса красоты”, загадочно улыбающегося с картины Леонардо. Но так ли уж в самом деле прекрасна и таинственна «Джоконда», как принято о ней думать?..

«Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне. Профессор Евгений Жаринов считает, что наличие этой картины в Государственном Эрмитаже выводит российский музей «в разряд самых значимых пинакотек мира»…

Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают бродить по воображаемому музею в поисках звучащей живописи. В центре их внимания полотно Диего Веласкеса – «Менины», которое находится в музее Прадо в Мадриде…

Сегодня в нашей программе пойдёт речь о первом романе итальянского писателя, профессора семиотики Болонского университета Умберто Эко, "Имя розы". Впервые был опубликован на итальянском в 1980 году, затем почти сразу же переведён на английский язык.


Архив

Ирина Кленская и Евгений Жаринов представляют цикл программ «Лабиринты. Тайная история музыки».

Художник всегда платит случайной жизнью за неслучайный путь. Судьба, эпоха, сны, ощущения – об этом часто не говорят, но… Так давайте поговорим!

Все это чрезвычайно важно для воплощения замысла: веление времени, осознанный выбор, полет, увлечения, работа души… Об этом наша новая программа «Лабиринты». Возникновение и развитие мировой классической музыки через призму творчества великих композиторов. История музыки и ее загадки. Ведь музыка – это послание, и каждый век читает его по-своему.