О ликах пианизма и концертмейстерского искусства Лилия Виноградова беседует с исполнительным директором Российской гильдии пианистов-концертмейстеров – пианисткой и педагогом Ольгой Бер и ее мамой – профессором РАМ им. Гнесиных Марией Наумовной Бер…

В нынешнем году исполняется пятьдесят лет, как Мария Наумовна Бер начала работать концертмейстером в вокальном классе. «Это оказалась фантастическая любовь всей моей жизни, которая не угасает до сих пор, и, как ни странно, расцветает все больше с каждым днем», – признается пианистка.

За плечами Марии Наумовны сорок лет концертмейстерской практики с вокалистами и двадцать два года преподавательской деятельности – сначала концертмейстерского мастерства и затем камерного пения в вокальном классе.

Свою любовь к камерному пению Мария Наумовна объясняет своей давней увлеченностью театром: «В процессе создания романса я нашла возможность воплотить все свои артистические интересы», – замечает пианистка.

Дипломант всероссийских и международных конкурсов Ольга Бер выбрала путь, отличный от маминого. Она начала преподавать, будучи еще студенткой Государственной классической Академии им. Маймонида. Но благодаря широте музыкальных интересов, не остановилась на работе с вокалистами и в разное время была концертмейстером в хоре, ансамбле народных инструментов, инструментальных классах.

«Профессия концертмейстера предоставляет для пианиста наиболее широкий спектр возможностей самореализации, – отмечает Ольга. – Другое дело, что вопрос трудоустройства для пианистов, даже самых хороших, стоит всегда весьма остро. Если пианист морально не готов играть с кем-то и для кого-то – спуститься на ступеньку ниже своих достижений, то это бывает довольно трагический момент. Возможностей на самом деле много: кто-то уезжает на дальнейшую учебу за границу, другие остаются в России и поступают в аспирантуру, но ничто из этого не гарантирует желанную занятость в будущем. С этой точки зрения работа в различных ансамблях – всё-таки определенный выход из ситуации. Дело в том, что наша профессия априори творческая, и многое зависит в первую очередь от самого человека. Придумывай, создавай, реализуй – этого за тебя никто делать не будет», – заключает пианистка.

В настоящее время Ольга Бер – концертмейстер Московской государственной консерватории и преподаватель концертмейстерского мастерства Музыкального колледжа при консерватории. Однако главным своим детищем она считает Гильдию пианистов-концертмейстеров России, которую вместе с Марией Баранкиной создала в 2003 году. Неудивительно, что бессменным экспертом ежегодной Школы концертмейстерского мастерства, проводимой Гильдией, является Мария Наумовна Бер, которая всецело поддерживает большие начинания дочери.