Все концерты В. А. Моцарта в цикле М. Воскресенского

Михаил Воскресенский: «Вот и наступил последний день нашего цикла, и мы слушаем Двадцать седьмой концерт Моцарта для фортепиано с оркестром. Мне грустно расставаться с вами, дорогие радиослушатели, грустно, прощаться с музыкой Моцарта. Но у меня большие планы, и я уже начал запись другого большого проекта – это будет исполнение всех фортепианных сонат Моцарта. Надеюсь закончить его в этом году…»

Михаил Воскресенский: «Двадцать шестой концерт, Кёхель 537, ре мажор написан 24 февраля 1788 года, а исполнен 15 октября 1790 года – на коронации Леопольда Второго во Франкфурте и потому носит название «Коронационный». Девятнадцатый концерт тоже был исполнен в этот день, и он иногда также называется «Коронационным». Я не думаю, что Моцарт писал этот концерт для коронации, которая состоялась два года спустя. Поэтому в нем нет ничего императорского, а только замечательная тёплая и весенняя музыка…»

Михаил Воскресенский: «В прошлой программе мы слушали один из самых трагических концертов Моцарта – 24-й. А сегодня прозвучит до-мажорный концерт, Кёхель 503 – концерт-симфония, совершенно иной по характеру и смыслу. На мой взгляд, это одно из качеств гения – многоликость и широта охвата окружающего мира…»

Михаил Воскресенский: «Сегодня звучит второй и последний концерт Моцарта, написанный в минорной тональности – № 24, до минор, Кёхель . Стендаль любил великую музыку за то, что “она находит в самой глубине души пожирающую нас печаль”. У Моцарта радость и печаль особым образом сплавляются одно с другим. Вспомните, например, 9-й концерт, или финал 13-го, или 18-й с его сочетанием радости и печали. Но 24-й концерт стоит на особом месте…»

Михаил Воскресенский: «Двадцать третий концерт – может быть, самый популярный из всех, благодаря своей божественной второй части. Этот концерт я играл и записал в своем первом выступлении с концертами Моцарта под управлением Леонида Владимировича Николаева в 2007 году. Успех был большой, и мы сыграли на “бис” Andante. Впоследствии этот “бис” вошел на компакт-диск…»

Михаил Воскресенский: «Двадцать второй концерт, грандиозный, мощный и трагичный – особенно в своей второй части. Я хочу привести здесь слова знаменитого дирижера Колина Дэвиса: “Работая над Моцартом, никогда не следует заглядывать в книги, по крайней мере, до премьеры. В первую очередь нужно вопрошать собственное сердце. Мне кажется, многие испытывают огромную робость перед Моцартом, и, если они начнут листать книги, у них вообще ничего не получится, ведь у Моцарта всё идет от сердца”. Целиком и полностью подписываюсь под этим высказыванием…»

Михаил Воскресенский: «В этом концерте очень виртуозная солирующая партия пианиста, требующая от него большой концентрации и собранности. Волевая музыка первой части является предтечей будущих образов Бетховена, искрометный финал звучит необычайно жизнерадостно, но самое главное здесь – это, конечно же, вторая часть, знаменитое Andante. Её я бы назвал арией, настолько прекрасно “поет” рояль эту музыку…»

Михаил Воскресенский: «Я с трепетом приступаю к рассказу, быть может, о  самом известном и удивительном концерте Моцарта – Концерте ре минор, Кёхель 466, первом из двух концертов, написанных в миноре. В нём трагизм выражен с удивительной силой и правдивостью, а исповедь солиста – с неподдельной искренностью…»

Герман Аберт, автор четырехтомной монографии о Моцарте, пишет про Девятнадцатый концерт следующее: «Концерт фа мажор возник 11 декабря 1784 года. Как и концерты № 16 и №23, он относился к пьесам, который Моцарт приберегал для себя или небольшого круга любителей и знатоков. Последний в этом ряду Концерт №25, до мажор, KV-503».

Михаил Воскресенский: «После трех больших концертов, сочиненных весной 1784 года, Моцарт возвращается к этому жанру вновь осенью. Восемнадцатый концерт с грустной средней частью в соль миноре – одна из самых интимных и страдальческих страниц среди всех концертов. Судьбой было предназначено, чтобы этот концерт я сыграл последним вместе с Леонидом Владимировичем Николаевым. Через четыре месяца он скоропостижно скончался от инсульта…»

Михаил Воскресенский

27 января в день рождения великого композитора радиостанция «Орфей» представила цикл программ «Михаил Воскресенский представляет… Все клавирные концерты Вольфганга Амадея Моцарта».

В рамках цикла прозвучали все двадцать семь фортепианных концертов великого композитора, исполненные и записанные народным артистом России, профессором Московской консерватории Михаилом Воскресенским в течение трех лет, с 2007 по 2010 год, с оркестром Театрально-концертного центра Павла Слободкина под управлением дирижеров Леонида Николаева и Константина Маслюка.

Концерты записаны “life recording”, т.е. непосредственно во время исполнения на сцене. Все они различны по настроению и выразительности и в той или иной степени связаны с событиями в жизни композитора.