Музыка в верхах

Архив

Дата выпуска: 26.06.2013

Мы вновь на концерте в Музее «П.И. Чайковский и Москва». В нынешнем выпуске программы поговорим об «Ave Maria» – возможно, самой известной католической молитве, на протяжении веков вдохновлявшей композиторов на создание шедевров…

Вступительное слово Йосси Тавора: «Первая фраза этой молитвы представляет собой приветствие Архангела Гавриила, обращенное к Деве Марии в момент Благовещения. Ее русский перевод звучит так:

Радуйся, Мария, Благодати полная,

Господь с Тобою;

благословенна Ты между женами,

и благословен плод чрева Твоего, Иисус.

Святая Мария, Матерь Божия,

молись о нас, грешных,

ныне и в час смерти нашей.

Аминь.

Так сложилось, что история музыкальных воплощений «Ave Maria» – это история тайн и мистификаций. И первая же версия, которую мы сегодня услышим, связана с мистификацией авторства музыки. Эта ария приписывается итальянскому композитору рубежа XVI-XVII вв. Джулио Каччини – одному из основоположников оперного жанра. Однако ее настоящий автор – замечательный советский композитор, гитарист и лютнист Владимир Вавилов, записавший в 1970 году вместе с певицей Надеждой Вайнер на фирме «Мелодия» это произведение со скромной пометкой – «музыка неизвестного автора». Но когда в 1984 году в Риге эту же арию записала знаменитая латышская певица Инесса Галанте, в качестве автора фигурировал уже Каччини, к стилю которого эта музыка не имеет никакого отношения. С тех пор эта ошибка переходит из одного издания в другое, несмотря на доказанное авторство Вавилова».

«Ave Maria» Владимира Вавилова звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Народного артиста России, профессора Льва Конторовича. Солистки – Серафима Коняшина (сопрано) и Полина Баканова (меццо-сопрано). За роялем – лауреат международных конкурсов Мария Агафонникова.

Йосси Тавор: «Версия «Ave Maria» Франца Шуберта также не обошлась без мистификации, на этот раз связанной с литературным текстом. Дело в том, что Шуберт написал свое произведение на стихи Вальтера Скотта из цикла «Дева озера» в немецком переводе. Они начинаются словами «Ave Maria…», но дальше следует совершенно другой – неканонический – текст. Однако песня Шуберта оказалась настолько возвышенной и одухотворенной, что исполнители уже после его смерти скрестили музыку композитора с латинским оригиналом, немного изменив ритм и ударение, а также добавив куплеты на итальянском языке. Именно в таком виде она закрепилась в музыкальной практике».

«Ave Maria» Франца Шуберта звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Льва Конторовича. Солист – лауреат международных конкурсов Игорь Головатенко.

Йосси Тавор: «Весь мир знает великого аргентинского музыканта Астора Пьяццоллу, как замечательного исполнителя на бандонеоне (разновидности аккордеона) и автора изумительных танго. Однако мало кто знает, что Пьяццолла получил академическое образование в Париже, где учился композиции у выдающегося педагога русского происхождения Нади Буланже, и всю жизнь помимо танго писал серьезную музыку. Лишь избранный круг меломанов в курсе того, что Пьяццола создал собственное сочинение на текст «Ave Maria». И сегодня мы с вами приобщимся к этому избранному кругу».

«Ave Maria» Астора Пьяццолы звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Льва Конторовича. За роялем – лауреат международных конкурсов Мария Агафонникова.

Йосси Тавор: «Последняя в этой программе версия «Ave Maria» и сопутствующая ей мистификация связана с музыкой. В 1722 году Иоганн Себастьян Бах написал 24 прелюдии и фуги во всех тональностях известные сегодня всему миру как первый том сборника «Хорошо темперированный клавир». Полтора века спустя замечательный французский композитор Шарль Гуно обратился к самой первой баховской прелюдии из этого сборника, и, почувствовав ее особую возвышенность и чистоту, присочинил к ней мелодию на текст латинской молитвы. Так появилась на свет «Ave Maria» Баха-Гуно».

«Ave Maria» Баха-Гуно звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Льва Конторовича. 

Автор аранжировок для хора – Лев Конторович.