Музыка в верхах

Архив

Дата выпуска: 12.06.2013

22 мая 2013 года заседание Сенаторского клуба Федерального собрания РФ прошло в необычном месте – Музее «П.И. Чайковский и Москва». Директор музея Ольга Васильевна Хонабьева провела экскурсию для гостей вечера, а затем в музее состоялся концерт, специально подготовленный для Сенаторского клуба, фрагменты которого мы предлагаем вашему вниманию…


Вступительное слово Йосси Тавора: «Наша сегодняшняя программа посвящена величайшему композитору России – Петру Ильичу Чайковскому. Это символ и икона русской музыки, национальный гений, признанный всем миром. Причем гений поистине универсальный – создавший шедевры во всех музыкальных жанрах, будь то симфония или концерт, опера или балет, фортепианная или камерная музыка, романсы или хоровые сочинения.

Чайковский наряду с Бетховеном, Малером, Шостаковичем, один из редких художников, которые через личную трагедию запечатлели трагедию мира. Он отождествлял себя со своими героями – Манфредом, Онегиным, Германом, и воплощал в музыке свои восторги и разбитые надежды – радости и жестокие разочарования. Отсюда тот невероятный драматический накал и глубочайший трагизм, которые пронизывают многие его сочинения, особенно позднего периода.

Одна из самых больших тайн судьбы Чайковского – загадка его смерти. В течение многих десятилетий бытует версия, что композитор не умер естественной смертью, заразившись холерой, как свидетельствуют официальные источники, а покончил с собой, боясь судебного разбирательства и неминуемого скандала в высших придворных кругах. Данная версия основана на косвенных деталях и предположениях – реальных фактов и доказательств нет, однако то и дело появляются новые публикации, муссирующие эту тему.

Выскажу свое мнение – Чайковский был глубоко религиозным человеком: в этом сам он не раз признавался, об этом говорят его хоровые произведения, написанные для православной службы. Напомню – согласно церковным канонам самоубийство тяжкий грех: только Бог решает судьбу человека, только Бог вправе прекратить его земную жизнь. Сам человек не имеет морального права так поступать. Это и есть, по моему убеждению, главное доказательство несостоятельности версии о самоубийстве Петра Ильича Чайковского. Истово верующий человек, каковым он, безусловно, был, не мог лишить себя жизни даже в самых тяжелых и трагических обстоятельствах.

Однажды Чайковский написал Надежде Филаретовне фон Мекк: “ Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении. Я очень люблю также всенощное бдение. Отправиться в субботу в какую-нибудь древнюю небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымом ладана, углубляться в себя и искать в себе ответа на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем, пробуждаться от задумчивости, когда хор запоет: “От юности моея мнози борют мя страсти”, и отдаваться влиянию увлекательной поэзии этого псалма, проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворятся царские врата и раздастся: “Хвалите господа с небес!”, - о, все это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!”.»

Хоровые произведения П.И. Чайковского исполняет Академический Большой Хор «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Народного артиста России, профессора Льва Конторовича.