Музыкальные перекрёстки

Александр Журбин

Дата выпуска: 13.03.2012

Александр Журбин открывает цикл передач, посвященный музыке Густава Малера и его стилистическим метамарфозам…

Александр Журбин: «…Малер, пожалуй, одним из первых стал сознательным полистилистом. Тогда еще не было этого слова, но, тем не менее, именно он открыл это течение. И в этом смысле Малер наиболее характерный перекрёсток или даже скорее мост. Его нередко сравнивали с «мостом». Действительно, с одной стороны, он прекрасно вписывается в линию «Гайдн – Бетховен – Брамс». Понятно, что все они создавали так называемый немецко-австрийский симфонизм. Все они писали симфонии, и каждый из них продолжал традицию, которую начал предыдущий композитор. С другой стороны, именно в творчестве Малера наметился новый путь, по которому пошла знаменитая тройка композиторов Новой венской школы – Шенберг, Берг и Вебер. А оттуда уже так или иначе вышли и все остальные известные нам современные музыкальные течения. Но, конечно, Малер был не единственным «мостом» из XIX-го века в XX-ый. Сюда же можно отнести того же Арнольда Шенберга, Клода Дебюсси, Модеста Мусоргского, Игоря Стравинского, Эрика Сати, Чарльза Айвза и многих других. Все они вместе выстроили тот «мост», по которому человечество перешло от музыки XIX века к музыке XX столетия.

Я не скрою, что Малер мне особенно близок и дорог уже много лет. Когда-то еще в юности я полюбил его музыку и написал диссертацию, посвященную его поздним симфониям, и с тех пор никогда с ним не расставался. Конечно, были периоды, когда я слушал Малера больше или меньше, но где-то в сердце он всегда присутствовал…»

В фокусе первой программы - ранние симфонии Густава Малера (№№ 1-4)