Интервью

 Подборка интервью на радио "Орфей"

Дата выпуска: 26.04.2019

Победителем Всероссийского конкурса молодых композиторов стал Яков Александров. Его сочинение «Симфонические движения» признали лучшим на финальном концерте в Ярославской филармонии. Голосование было тайным. С председателем жюри, композитором Ефремом Подгайцем после концерта побеседовала корреспондент радио «Орфей» Алёна Оганесян.

А. Оганесян: Какие у вас впечатления от концерта?

Е. Подгайц: Самые хорошие. Я не припомню конкурсы молодых композиторов такого масштаба, с финалом в виде публичного концерта, с полным залом прекрасной ярославской публики. Это обычная филармоническая публика. Молодые композиторы смогли услышать свои первые симфонические партитуры в замечательном исполнении. Я сидел и задним числом им завидовал, потому что в моё время ничего подобного не было. Очень радует, что сейчас, несмотря на разговоры о том, что у нас всё плохо, всё умерло, выясняется, что не так всё и плохо. Музыка была похожа на музыку, а не на просто какие-то экспериментальные шумы, что важно. Иначе публике это нельзя было бы показывать. В том и проблема многих композиторских конкурсов.

А. Оганесян: Для определения победителей в спорте есть конкретные критерии — голы, очки, секунды. На экзамене — количество верных ответов. Но как выбрать лучшее музыкальное произведение?

Е. Подгайц: Всё не так сложно. Когда смотришь на графику партитуры, сразу видишь уровень композитора. Чтобы написать партитуру для симфонического оркестра, нужно обладать очень многими знаниями. По тому, как написана партитура, как использованы разные группы, понятно сразу многое. Хотя, если честно, всё равно без такого яркого исполнения, которое мы услышали сегодня, настоящее представление получить трудно. Я думаю, сегодня мы услышали, что жюри не ошиблось.

Финалисты Всероссийского конкурса молодых композиторов

А. Оганесян: Как конкурсы влияют на карьеру композиторов? Что даёт победа именно в этом состязании?

Е. Подгайц: В композиторских конкурсах, к сожалению, редко что-то дают, в отличие от исполнительских. Но этот конкурс отличается тем, что сочинения финалистов, во-первых, будет транслировать радио «Орфей». Многочисленные любители академической музыки, которые слушают «Орфей» каждый день, и я в их числе, смогут услышать в хорошем качестве хорошую музыку. А кроме того, сочинение победителя поедет в Аргентину на Международный конкурс International Rostrum of Composers, где будет достойно представлять Российскую Федерацию.

А. Оганесян: Что вы пожелаете молодым коллегам-композиторам и какие советы дадите?

Е. Подгайц: Я всем молодым всегда говорю: «Пишите ноты!» Главное, чтобы вы писали ноты больше и искреннее, не думая о победах, о том, как и что будет дальше. Если ноты написаны правильно, они пробьются.


Итоги Всероссийского конкурса молодых композиторов

Первое место: Фантазия для симфонического оркестра «Симфонические движения». Композитор Яков Александров

Второе место: Симфоническая картина «Другие поля». Композитор Екатерина Бузовкина

Третье место: Концерт для скрипки с оркестром. Композитор Анна Наветная

Организаторы Всероссийского конкурса молодых композиторов — Российский музыкальный союз, Радио «Орфей» и Союз композиторов России. Всего на конкурс было подано 117 заявок с сочинениями для симфонического оркестра, камерных ансамблей, фортепиано и других сольных инструментов, а также для голоса и хора. Заявки поступили от участников из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Саратова, Республики Татрастан, Петрозаводска, Архангельска, Волгограда, Самары, Ростова-на-Дону, Кирова, Уфы, Кургана, Челябинска, Свердловской области, Ставропольского и Краснодарского края. Среди конкурсантов, возраст которых ограничивается тридцатью годами, есть совсем юные композиторы в возрасте восьми, десяти, одиннадцати и тринадцати лет.

В жюри конкурса вошли выдающиеся современные композиторы и музыканты — Ефрем Подгайц, Мурад Аннамамедов, Антон Танонов, Татьяна Камышева, Пётр Айду, Екатерина Мечетина.