Интервью

 

Дата выпуска: 08.11.2018

Безумными, но незабываемыми обещают стать для Московской консерватории предстоящие выходные. За два дня во всех залах музыкального вуза пройдут 13 концертов фестиваля «Вселенная — Светланов», посвящённого 90-летию со дня рождения Евгения Фёдоровича. На афишах музыкального марафона звёздные имена.

Продюсеры фестиваля решили сломать традиции и начинать концерты в полдень. Все концерты — небольшие по продолжительности. У каждого свой номер, название, история и легенда. Например, заключительный концерт называется «Несостоявшаяся встреча». Прозвучит Первый фортепианный концерт Чайковского без дирижёра в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова и пианиста Бориса Березовского. Предыстория такова: концерт Бориса именно с этой программой вместе с маэстро Светлановым должен был состояться 5 мая 2002 года, но 3 мая маэстро не стало, и встреча не состоялась.

Мы поговорили с Борисом Березовским о фестивале, Светланове и Чайковском.


«ВСЕЛЕННАЯ — СВЕТЛАНОВ». БЕЗУМНЫЙ УИКЕНД

Идея погружения, «не приходя в сознание», сейчас очень популярна. Она идёт от успешного фестиваля во Франции, который посещает огромное количество зрителей. Для нас, москвичей, этот формат очень необычен. В чём его преимущество? Вы сразу можете погрузиться в мир Светланова: его любимая музыка, композиторы, которых он сам исполнял, его сочинения. Кроме того, это возможность ещё раз услышать любимые произведения, потому что Евгений Фёдорович дирижировал и теми сочинениями, которые звучат очень часто. Такое сочетание привлекательно для фестиваля, и все, кто придёт туда, точно будут долго вспоминать это событие.

СВЕТЛАНОВ

Он был замечательным пианистом. Я как пианист должен отдать ему должное — запись рахманиновского Трио совершенно замечательна. Соединение всего в одном фестивале — это возможность послушать очень много неизвестной, необычной музыки и произведения Светланова, которые совершенно не исполняются. С одной стороны, его музыка очень простая, но, с другой стороны, она очень эффективная — можно сказать, почти народная.

ЧАЙКОВСКИЙ

Концерт Чайковского я могу играть не переставая, двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Как бывший победитель конкурса Чайковского я просто обожаю его играть. Хорошо, что не в три часа утра. Но в принципе я и в три утра с удовольствием его исполню.

Я обожаю Чайковского, и поэтому мне трудно говорить о нём. Я всегда воспринимал его концерты как балетную музыку, а не как очень уж серьёзные произведения. Балет вообще очень увлекает меня — мне нравится сочетание музыки и гимнастики. А Чайковский, как известно, был первым композитором, который написал для балета музыку, ставшую классикой. Прежде балет никто серьёзно не воспринимал. И только Пётр Ильич вывел его на уровень шедевров. Поэтому каждый раз, когда я играю концерты Чайковского, я представляю себе сцены из его бессмертных балетов. Мне очень приятно играть эту музыку: она легка, она восхитительна, она популярна.