Экспомузыка

Она была известна под разными названиями: во Франции – вьель, в Италии - джиронда, в Великобритании – харди-гарди. В России за ней закрепилось название «колесная лира».

Великий китайский философ Конфуций включал игру на цине в одно из так называемых «шести искусств», которым должен овладеть каждый образованный человек. Игра на цине является не только эмоциональным самовыражением, но и своеобразной музыкальной медитацией.

Буркат Шуди, выходец из Швейцарии, известен как один из создателей нового типа клавесина XVIII века. Среди владельцев инструментов Шуди – Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Муцио Клементи, Чарльз Бёрни, а также представители царствующих домов Европы.

Согласно преданиям, кобыз создал Коркут-ата - великий шаман и сказитель степей, легендарный отец музыки, создатель песни на земле.

Одна из многочисленных картин, принадлежавших Ф.И. Шаляпину и входящих в его живописное собрание, носит необычное название «Рассуждение о рыбе и прочем».

На рубеже XIX и XX веков эксперименты в области хроматических гармоник ознаменовались созданием трех- и четырехрядных инструментов с разнообразным аккомпанементом из готовых аккордов. Инструменту дали название «баян» – по имени древнерусского сказителя.

Фёдор Иванович Шаляпин был азартнейшим охотником. На охоте он забывал обо всем на свете и стрелял с упоением, так что находиться рядом с ним порой было небезопасно.

По преданию, у самого Чингисхана был свой собственный золотой инструмент, который он берег и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы прикоснуться к нему.

Существует традиция, которая гласит, что, достигнув высокого мастерства в игре на коре, джали должен сам сделать себе инструмент, чтобы чувствовать единение с музыкой. В наши дни кора широко распространена в Гамбии, Мали, Гвинее и Сенегале.

В золотой коллекции живописи Музея музыки хранится бесценное полотно Виктора Михайловича Васнецова на библейскую тему ‑ «Воины апокалипсиса».

 

Короткие истории от Михаила Брызгалова

По будням в 13:00

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов.