Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 16.05.2019

В коллекции Российского национального музея музыки хранится три оркестровых ксилофона. Один из них, недавно поступивший в Музей, ранее принадлежал заслуженному артисту РСФСР, солисту оркестра Большого театра Алексею Огородникову. А в 1980–90 годы с этим ксилофоном в цирковом жанре музыкальной эксцентрики выступала заслуженная артистка Армении Бэлла Мартиросова.

Она была мульти-инструменталисткой, играла на саксофоне, ксилофоне, концертино, различных бубенцах и танцевала степ. Этот инструмент объездил с артисткой многие страны Европы, Азии, Америки и Африки. Название инструмента происходит от греческих слов ксило — «дерево» и фон — «звук».

Ксилофон имеет древнее происхождение. Простейшие инструменты подобного типа встречались издавна и до сих пор в ходу у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века. До начала XIX столетия европейский ксилофон состоял примерно из двух десятков деревянных брусков, которые связывались в цепочку. Эту цепочку брусков раскладывали на ровной поверхности и играли, ударяя по пластинам деревянными палочками или ложечками. Благодаря удобству переноски такого ксилофона, его нередко использовали бродячие музыканты.

В 1830-е годы Михоэл Гузиков усовершенствовал ксилофон, создав классическую модель в форме трапеции. Он расширил диапазон инструмента до двух с половиной октав, изменил конструкцию, расположив бруски в четыре ряда, а также укрепил пластинки на жгутах из плетеной соломы, добившись свободной вибрации и большей силы звука. Гузиков был одним из первых виртуозов-исполнителей на классическом ксилофоне. Созданная им модель ксилофона использовалась в течение более ста лет.

Тембр ксилофона четкий и округлый, на форте – резкий, щёлкающий, на пиано мягкий, булькающий. Это виртуозный инструмент, на нем применяются пассажи, трели, тремоло, быстрые фигурации. Виртуозностью ксилофона пользовались салонные и эстрадные музыканты, предлагая публике обработки популярных мелодий. А в симфонической музыке ксилофон часто используется для колористических эффектов. Одно из самых известных сочинений, где задействован ксилофон, — симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти». Назовем также оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», симфоническую картину Лядова «Баба-Яга», одно из выдающихся симфонических произведений XX века – «Музыку для струнных, ударных и челесты» Бартока, симфонии Шостаковича.

Сегодня классический четырёхрядный ксилофон вышел из употребления. Его сменил более широкий по диапазону двухрядный оркестровый ксилофон с металлическими резонаторами, он располагается на длинном столике на колесиках. Редкие инструменты – это живая история музыки.

Н.В. Милешина

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.