Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 08.11.2018

С древних времен в Бурятии самым распространенным народным инструментом является хучир.

Он принадлежит семейству струнных, имеет деревянный или металлический корпус в форме цилиндра. В коллекции Музея музыки представлены обе разновидности. Сверху корпус затянут кожаной мембраной, снизу открыт. Шейка круглая, без ладов, нижний конец ее проходит сквозь корпус, верхний заканчивается слегка отогнутой головкой с колками. У музейного экспоната она украшена резным орнаментом. Две металлические парные струны продеваются сквозь кольцо около головки. Передвигая кольцо вдоль шейки, можно менять настройку инструмента.

Смычок у хучира имеет форму лука, волос его разделен на две пряди, одна из них продета между струнами. Струны не прижимают плотно к шейке, – это позволяет использовать при игре флажолеты. Поскольку смычок извлекает звук лишь из одной струны, исполнение одноголосное. К двухголосию прибегают в исключительных случаях: когда звучит выдержанный тон, а на его фоне тремоло. Тембр хучира мягкий, несколько тусклый. Во время исполнения инструмент держат вертикально, опирая его корпус о колено.

На хучире играют соло и аккомпанируют исполнителям народных песен или былин. Наиболее древний жанр, где используется хучир, по-бурятски называется улигер. Аккомпанируя себе на хучире, певцы-сказители исполняют огромные произведения, включающие до двадцати тысяч стихов. Вокальные разделы чередуются с инструментальными наигрышами, которые нередко носят изобразительный характер. В них рассказывается о подвигах прекрасных богатырей, изображаются сцены героических битв и сражений. При этом используются такие исполнительские приемы как тремоло, пиццикато, глиссандо, двухголосные сочетания. Когда-то в каждой местности славились свои сказители, и между ними часто устраивались состязания.

Уникальные инструменты – это живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.