Экспомузыка

По будням в 13:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 13.06.2018

Передо мной нотный лист из архива Сергея Прокофьева – запись партитуры фрагмента музыки для фильма «Иван Грозный». Фрагмент называется «Океан-море», автор – С.С. Прокофьев. Сергей Прокофьев написал музыку к двум фильмам Сергея Эйзенштейна – «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1942 - 1945). Оба фильма - признанные шедевры кинематографического искусства, а музыка, написанная Прокофьевым, давно покинула пределы экрана и приобрела значимость самостоятельного произведения.


Одна из красивейших лирических песен Прокофьева «Океан-море синее» должна была, по замыслу Сергея Эйзенштейна, стать лейтмотивом второго фильма «Иван Грозный», прозвучать в Прологе и завершать вторую серию фильма. Песня - воплощение мечты царя Ивана о выходе к морю. Помимо воли режиссера эта чудная музыка не вошла в экранную версию фильма, но ее можно услышать в концертном исполнении – она стала частью одноименной оратории. Также в 1997 году была восстановлена, издана и записана на CD полная партитура музыки к фильму, включающая и эту песню даже в двух вариантах – для голоса и в оркестровой версии.


В своих воспоминаниях о совместной работе с Прокофьевым наиболее поэтичные строки Сергей Михайлович Эйзенштейн посвятил именно «Океану»: «Мы с Прокофьевым ходим по оркестру. Идет оркестровая репетиция песни «Океан-море, море синее». Долговязая фигура Прокофьева, по пояс скрытая плавными движениями смычков оркестрантов, кажется движущейся сквозь колышущийся ковыль. Он наклоняется к отдельным из них и вслушивается в правильность звучания отдельных партий. Попутно он мне шепчет, указывая то на одного из оркестрантов, то на другого. И я узнаю, что «вот этот играет струящийся по волнам свет… Вот этот – перекаты волн… Вот этот простор… а этот таинственную глубину…».


И далее в воспоминаниях Эйзенштейна появляется образ океана, созданный силами гениальной музыки Прокофьева – океана бурного, словно конь копытами, бьющего прибоями или невозмутимо дремлющего в солнечных бликах. «И перед нами не олеографическая плоская «марина», - писал режиссер, - не только стихийный и динамический образ подлинного океана, но образ гораздо более величественный, лиричный в своей детской мечте и угрожающий в гневе своем – образ человека и ведомого им государства к необходимым им водным рубежам…»

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.