Экспомузыка

По будням 5:00, 17:00

Короткие истории от Михаила Брызгалова

Дата выпуска: 01.05.2018

Среди многочисленных мемориальных предметов, принадлежавших Сергею Рахманинову, есть один поистине уникальный. Он существует в единственном экземпляре и был особенно дорог Сергею Васильевичу, как память о начале его творческого композиторского пути.

Золотой жетон на золотой цепочке, подарок издателя Карла Гутхейля ‒ прекрасный образец ювелирного искусства начала XX века. На лицевой стороне на синем эмалевом фоне из четырех крупных бриллиантов и девятнадцати бриллиантов меньшего размера выложена римская цифра X. Внизу на белой эмали – золотые цифры «1892 – 1902». На оборотной стороне уже на красном фоне надпись золотом «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову на память от издателя К. Гутхейль». Какова же история этого драгоценного подарка?

Напомним, что в 1892 году С.В. Рахманинов к выпускному экзамену в Московской консерватории написал свою первую оперу «Алеко». Его экзаменационная работа, выполненная менее чем за 20 дней, была удостоена высшей награды и принята к исполнению в Большом театре. Вот тогда-то в жизни Рахманинова и появился богатый нотоиздатель Карл Александрович Гутхейль, продолживший дело своего отца, Александра Гутхейля. Как глава знаменитой фирмы, Гутхейль был заинтересован в издании сочинений молодого талантливого композитора, честь открытия которого принадлежала бы именно ему. Биограф Рахманинова Оскар фон Риземан пишет, что в разгар репетиций «Алеко» к Гутхейлю подошел знаменитый московский скрипач Безекирский и «многозначительно произнес: Господин Гутхейль, у нас родился новый Моцарт».

Спустя некоторое время учитель и наставник молодого Рахманинова Николай Сергеевич Зверев поздравил его: «Тебе повезло, мой мальчик, ты только-только начал сочинять, а за тобой уже гоняются издатели». Гутхейль предложил композитору за право издания «Алеко», шести романсов и двух пьес для виолончели и фортепиано 500 рублей. Для молодого Рахманинова, который в то время зарабатывал уроками 15 рублей в месяц, это была гигантская сумма. Так Карл Гутхейль стал постоянным издателем, а затем другом и преданным почитателем композитора.

Вот всего лишь один многозначащий факт из истории взаимоотношений композитора и его издателя: в 1895 году Рахманинов продал Гутхейлю права на издание Первой симфонии еще до ее исполнения. Однако, как известно, премьера симфонии сопровождалась сокрушительным провалом. Рахманинов отказался ее публиковать и забрал рукопись из издательства. Однако Карл Гутхейль проявил достаточный такт и благородство и не потребовал свои деньги обратно.

В 1902 году к десятилетию сотрудничества Рахманинова и фирмы «Гутхейль» композитор получил в подарок драгоценный памятный жетон и хранил его всю жизнь.

Сейчас жетон демонстрируется в Музее музыки на выставке, посвященной Рахманинову «Я русский композитор».

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.