Экспомузыка

Дом в три этажа под черепичной крышей, с башенками, увитыми виноградом в Дрездене нравился Рахманинову, как ни одна съемная квартира до того.

23 июля 8:45, 13:00 (мск)

Сигудэк - один из самых древних и любимых инструментов народа коми. Согласно древним верованиям коми-зырян, именно с изготовлением сигудэка на земле появилась музыка. Музейный инструмент формой корпуса напоминает скрипку с небольшими боковыми выемками. Корпус и шейка изготовлены из одного куска древесины сосны.

Один из самых необычных экспонатов музейной коллекции музыкальных инструментов – индийская гармоника. Это яркий пример того, как европейский инструмент получил вторую жизнь в культуре другого континента.

В Музее музыки хранится несколько грампластинок с записью голоса выдающейся певицы первой половины ХХ века Нины Павловны Кошиц. Нина Павловна была дочерью известного певца, солиста Большого театра Павла Порай-Кошица.

Имя композитора Ильи Саца вызывает в памяти прежде всего польку из легендарного спектакля МХАТа «Синяя птица»: «Мы длинной вереницей идем за синей птицей». Но он сочинял в самых разных жанрах, в том числе писал сатирические оперы-пародии.

Однажды утром в квартиру композитора Александра Кастальского пришел Сергей Рахманинов. Хозяина не было дома, и тогда Рахманинов попросил дать ему ноты своей «Всенощной» и исправил там только одну ноту.

В прошлом молдавская флейта состояла из семи-восьми трубочек. А вот у музейного молдавского ная целых 28 трубочек одинакового диаметра, но разной длины. Они скреплены между собой и установлены на кронштейне в форме дуги.

Несколько лет назад в Музей музыки поступил архив Сергея Алексеевича Жарова, руководителя самого знаменитого хора русской эмиграции – «Хора донских казаков». Среди более трех тысяч документов оказались 60 грампластинок 1930-1950-х годов с записями хора.

В музейном фонде композитора Михаила Осокина хранятся фотографии артистов Московского струнного квартета. Этот коллектив организовал в 1970 году скрипач Борис Кушнир. В состав квартета, просуществовавшего по 1979 год, входили молодые музыканты: скрипачи Раймондас Катилюс и Борис Кушнир, альтист Игорь Сулыга и виолончелист Александр Осокин.

Абхазы считали, что звуки апхьярцы избавляют от страха, облегчают боль и страдания, исцеляют. Пение в ее сопровождении входило в обряды поклонения божеству охоты, моления о дожде, оплакивания усопших.

 

Короткие истории от Михаила Брызгалова

По будням в 13:00

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.