Экспомузыка

Одна из многочисленных картин, принадлежавших Ф.И. Шаляпину и входящих в его живописное собрание, носит необычное название «Рассуждение о рыбе и прочем».

На рубеже XIX и XX веков эксперименты в области хроматических гармоник ознаменовались созданием трех- и четырехрядных инструментов с разнообразным аккомпанементом из готовых аккордов. Инструменту дали название «баян» – по имени древнерусского сказителя.

Фёдор Иванович Шаляпин был азартнейшим охотником. На охоте он забывал обо всем на свете и стрелял с упоением, так что находиться рядом с ним порой было небезопасно.

По преданию, у самого Чингисхана был свой собственный золотой инструмент, который он берег и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы прикоснуться к нему.

Существует традиция, которая гласит, что, достигнув высокого мастерства в игре на коре, джали должен сам сделать себе инструмент, чтобы чувствовать единение с музыкой. В наши дни кора широко распространена в Гамбии, Мали, Гвинее и Сенегале.

В золотой коллекции живописи Музея музыки хранится бесценное полотно Виктора Михайловича Васнецова на библейскую тему ‑ «Воины апокалипсиса».

Арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. В античные времена её причисляли к инструментам богов, древние греки верили, что звуки арфы соединяют небо и землю.

Находящаяся по нынешним меркам не так далеко от столицы, в Сергиево-Посадском районе Московской области, небольшая деревня Гагино приобретает все большую известность благодаря ежегодным «Шаляпинским встречам», которые многие поклонники певца окрестили «шаляпинским фестивалем».

Сын великого русского оперного певца Фёдора Шаляпина – Борис, не пошел по стопам отца. Он стал художником, а известный своим актерским талантом Фёдор Шаляпин стал любимой моделью собственного сына.

Ни один, казалось бы, случайно сохранившийся листок в архиве не может быть ненужным или неинтересным – из таких крупиц, порой, складывается картина жизни.

По будням в 8:45 и 18:15
Повтор: Суббота, в 11:30;

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов.