Балет FM

.

Илзе Лиепа

Дата выпуска: 03.10.2016

Илзе Лиепа рассказывает о своей работе вместе с Николаем Цискаридзе над балетом «Пиковая дама», поставленном в Большом театре великим Роланом Пети в 2001 году…

Илзе Лиепа: «…И вот Ролан Пети – ему 77 лет – он абсолютно жив, искрометен, полон чувства юмора; они перебрасываются шутками с Николаем Цискаридзе на французском, смеются… И в то же время он очень серьезен – он слегка намечает движения, которые предлагает танцовщику, и его тут же подхватывает ассистент – показывает комбинацию уже физически. Пети смотрит – подправляет, правильно ли он угадал его мысль. И самое удивительное – когда вдруг показанная комбинация объединяется с музыкой, ты понимаешь, что она всецело музыкальна. Это было поистине уникально – как он умел чувствовать музыку. Сам Пети говорил, что он никогда не знает, что будет происходить на репетиции – все рождается в атмосфере – сиюминутно…»


Ролан Пети о «Пиковой даме»: «Лет двадцать пять назад Михаил Барышников обратился ко мне с просьбой поставить для него балет на сюжет пушкинской «Пиковой дамы». Я всегда восхищался этим танцовщиком, одним из лучших в ХХ веке, и потому охотно согласился. Было решено использовать музыку одноименной оперы Чайковского. Я сочинил либретто, и мы приступили к работе. Однако вскоре Барышников заявил мне, что не станет танцевать дуэты со старой графиней, так как, по его мнению, это противоречит русскому первоисточнику. Я попытался разубедить его, показав отрывок из повести Пушкина, где прямо говорится о том, что Германн готов «сделаться ее любовником», чтоб только узнать тайну трех карт. А раз так, я считал, у меня были все основания поставить дуэт Германна с Графиней. К сожалению, Барышников не согласился, и мне пришлось уступить. Балет утратил новизну решения, став просто иллюстрацией к сюжету. Разумеется, он имел успех: в нем были замечательные декорации, прекрасные костюмы, великолепная музыка, первоклассный исполнитель ведущей партии… Но не было главного – драматургии. 

Получив приглашение поставить «Три карты» в Большом, я перечитал пушкинскую повесть и написал новое либретто. В качестве музыкальной основы я вновь решил обратиться к опере, но заменив голоса музыкальными инструментами (ведь голос - тот же инструмент). Однако из этой затеи ничего не вышло: новое либретто никак не ложилось на оперную партитуру. Тогда я взял другую вещь Чайковского – Шестую симфонию, и это оказалось именно тем, что я искал! Музыка идеально совпала с либретто. Для постановки я использовал запись, сделанную Леонардом Бернстайном, так как она длится чуть дольше, чем другие исполнения «Патетической» симфонии. Поменяв местами некоторые части произведения, я не выкинул при этом ни единого такта! 

Я очень люблю «Пиковую даму», но у каждого свой Пушкин – он абсолютно интернационален, переведен на многие языки. Я предлагаю вам свою «Пиковую даму». Она напоминает мне корриду, во время которой погибают оба – и бык, и тореадор. 

Дуэты Германна с Графиней являются центральными эпизодами моей постановки. Их исполняют замечательные артисты Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе, танец которых рождает удивительный эффект: вам кажется, что сама музыка Чайковского приобретает особую чистоту и пронзительность».

 

Источник фотографии: http://www.socialballet.net/