Балет FM

.

Илзе Лиепа

Дата выпуска: 22.08.2016

Очередной цикл программ Илзе Лиепа посвящает итальянским балеринам на русской императорской балетной сцене. Одной из первых, покоривших русскую публику, стала Вирджиния Цукки, обладавшая не только виртуозной техникой, но и ошеломляющим темпераментом…

Илзе Лиепа: «Итальянки царили на русской сцене более тридцати лет. Такие исконно русские балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда», достались именно итальянским балеринам, как первым исполнительницам. Наконец, именно итальянской балерине – Пьерине Леньяни – принадлежит заслуга открытия главного балетного трюка – тридцати двух фуэте, который она впервые исполнила во время премьеры балета «Золушка» (балетмейстеры Энрико Чекетти, Мариус Петипа и Лев Иванов) на сцене императорского Мариинского театра в Петербурге, 5 декабря 1893 года.

Как же случилось так, что выпускницы итальянских балетных школ оказались в России? Во-первых, императорский Петербург всегда живо интересовался тем, что происходило на европейских сценах: многие путешествовали за границей, привозили оттуда впечатления, делились ими, и имена знаменитостей передавались из уст в уста, пока не доходили до тех людей, от которых зависело приглашение той или иной звезды на русскую сцену. Конечно, незабываемыми для русской публики были гастроли в начале XIX века в Санкт-Петербурге и Москве выдающихся балерин Марии Тальони – той самой, которая первая поднялась на пуанты в балете «Сильфида», и искрометной Фанни Эльслер, чьи выступления проходили с огромным успехом.  Но эти балерины не танцевали по контракту – они привозили свои спектакли и программы, устраивали бенефисы и уезжали обратно, собрав значительные гонорары и увозя множество подношений и любовь поклонников в своих сердцах…».

Появление на русской балетной сцене итальянской танцовщицы Вирджинии Цукки вызвало такой фурор, какого любители балета не помнили со времен Тальони и Эльслер. От итальянок ждали главным образом трюков и блестящей техники, но она оказалась еще и впечатляющей актрисой, умеющей танцевальными средствами создавать яркие художественные образы.

В Россию она попала довольно странно: ее привез Михаил Лентовский – выдающийся антрепренер, не имевший с балетом практически ничего общего. Он ставил в петербургском загородном саду «Кинь-Грусть» великолепные сборные представления. Особенно удавались ему феерии по романам Жюль Верна и историко-военные пантомимы. Оформление было роскошным, количество участников – огромным, исполнителей искали по всему свету. Кто-то рассказал Лентовскому про фантастическую технику итальянки…

Первое выступление Цукки в России состоялось летом 1885 года в феерии «Путешествие на луну» по роману Жюля Верна. в спектакле поставил балетмейстер Гансен, которого Лентовский переманил из Большого театра. Это был полный триумф. Все спектакли шли с аншлагом. Не только великосветская знать, но даже некоторые члены императорской фамилии, соблюдая строжайшее инкогнито, переодетые, тайком посещали антрепризу Лентовского. Шумиха, поднятая вокруг Цукки, привела к тому, что она получила приглашение танцевать в летнем театре гвардейского корпуса в Красном Селе – а там обычно выступали лучшие танцовщики Санкт-Петербурга. Это привело к заключению контракта на ряд спектаклей в Мариинском театре.

В ноябре 1885 года, при переполненном зале, Цукки дебютировала в балете «Дочь фараона». Так началось кратковременное и блистательное вторжение итальянских балерин на российскую сцену…