Балет FM

Понедельник, 18:30;

Илзе Лиепа

Дата выпуска: 08.08.2016

Сегодняшний выпуск программы "Балет FM", посвящен "Весне Священной" Федора Стравинского в постановке  Вацлава Нижинского и Николая Рериха в труппе Сергея Дягилева.

«Весна священная». II действие «Великая Жертва». Картина Николая Рериха


Из истории создания балета:

Замысел «Весны священной» относится к началу 1910 года. В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой «Весны священной». Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлекся. Последующие события, однако, задержали его осуществление».

Последующими событиями явились создание и постановка второго балета Стравинского. Лишь после премьеры «Петрушки» в июне 1911 года, вернувшись из Парижа в имение Устилуг, где композитор обычно проводил лето, он начал работу над взволновавшим его замыслом. Он встретился с Николаем Рерихом, вместе с которым еще весной 1910 года набросал первоначальный план балета. Художественному видению Рериха был свойствен пантеизм, излюбленной темой его творчества являлось единение древнего человека с природой. Работа шла быстро, увлеченно. Сценарий был закончен в имении княгини Тенишевой Талашкино, где Рерих, как и многие другие художники, поддерживаемые просвещенной меценаткой, проводил лето.

Хореография подробно обсуждалась с Вацлавом Нижинским, которого Дягилев рекомендовал Стравинскому в качестве постановщика. Нижинский, поистине гениальный танцовщик и актер, окончивший в 1907 году Петербургское балетное училище и начавший свою карьеру в Мариинском театре, с 1909 года был ведущим танцовщиком дягилевских Русских сезонов в Париже. Именно он воплотил главные роли в балетах Фокина «Видение розы», «Петрушка», «Карнавал», «Шехеразада», «Нарцисс и Эхо», «Дафнис и Хлоя». «Весна священная» стала одной из его первых постановок, в которой он решительно смел все каноны, в том числе сложившиеся и в фокинских балетах.

Экстремально новаторская партитура Стравинского, реализованная в не менее вызывающей постановке Вацлава Нижинского, «Весна священная» взломала прежние художественные стереотипы как в музыке, так и в хореографии.

Программы Илзе Лиепа, посвященные столетнему юбилею легендарного балета, на радио «Орфей» – это увлекательное  погружение в темпераментную художественную атмосферу эпохи, когда грандиозный «Русский балет Сергея Дягилева» на заре восходящего модернизма будоражил всю прогрессивную Европу…