«Зизи, я тебя люблю!» - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Балет FM

.

Илзе Лиепа

Дата выпуска: 02.05.2016

Очередную программу цикла «Балет FM» Илзе Лиепа посвящает обворожительной француженке, бессменной музе великого Ролана Пети и настоящей этуаль французского балета – Зизи Жанмер…  

«Зизи, я тебя люблю!», – не раз восклицал со сцены мэтр французского балета и выдающийся хореограф ХХ столетия Ролан Пети в адрес своей жены, соратницы и спутницы жизни Зизи Жанмер. Так он назвал один из своих спектаклей, поставленный специально для нее. Казалось, что эти слова олицетворяли лейтмотив их блистательной совместной жизни.

Илзе Лиепа: «…Подлинное имя этой балерины – Рене Жанмер. Будучи еще совсем малышкой, на вопрос «Как тебя зовут?», она почему-то отвечала: «Зизи». Это игривое «Зизи» так закрепилось за ней, что с тех пор иначе ее и не называли.

А родилась Зизи Жанмер в Париже. Хорошенькая, компактная, пропорционально сложенная девочка успешно прошла приемные экзамены в балетную школу Парижской Opéra, где стала учиться танцу.

С хорошими результатами Зизи оканчивает школу, однако каких-то особенных успехов за ней не числится. Она очень обаятельна, хороша собой, с раннего детства все отмечали ее необыкновенно прелестные ножки.. Ее принимают в ряды кордебалета «Гранд-Опера», и, кажется, она вполне этим довольна.

А балетную труппу «Гранд-Опера» тогда возглавлял знаменитый Серж Лифарь – легендарный танцовщик, последняя звезда дягилевского балета. Именно ему выпала честь исполнить последние спектакли этой прославленной на весь мир труппы – «Аполлон Мусагет» и «Блудный сын» в постановке Джорджа Баланчина. Серж Лифарь отметил молоденькую балерину и вскоре перевел ее из рядов кордебалета на положение «кадриль» – первую ступень длинной иерархической лестницы парижского балетного театра, на самой вершине которого находится звание «этуаль».

Уже в первые годы работы в театре Зизи сдружилась с танцовщиком труппы Роланом Пети. Его мнение сразу стало для нее авторитетным. Именно он посоветовал ей взять уроки у русских педагогов, балетные студии которых пользовались в то время в Париже невероятной популярностью. Так Зизи начинает посещать занятия знаменитых русских танцовщиков Бориса Князева и Александра Волынина.

А жизнь Opéra идет своим чередом: Зизи получает небольшие сольные роли, которые ей по-прежнему дает Серж Лифарь. Она танцует в его балетах на мифологические сюжеты. Но, честно говоря, ей это скучно: ей скучно выходить на сцену в разноцветных коротеньких хитончиках, одевать на голову веночки из цветов и получать бесконечные комплименты своим дивным ножкам. Ей хочется чего-то большего… Может быть, это желание нового рождалось в ней именно благодаря тому, что рядом был такой кипучий, фонтанирующий идеями друг как Ролан Пети. Вместе с ним она начинает ощущать, что жизнь может быть так разнообразна, так интересна, и ей хочется быть в эпицентре этой жизни!..»

В 1954 году Ролан Пети и Зизи Жанмер поженились. Их взаимное увлечение друг другом переросло не только в замечательный семейный союз, но и в выдающийся творческий дуэт. Так весь мир узнал Зизи Жанмер, как эталонную исполнительницу героинь переворотных балетов Ролана Пети…