Бал


Дата выпуска: 27.09.2016

«Познать природу демонов и их силу для человека столь же трудно, как муравью понять философию универсального доктора, Фомы Аквината». Один из самых загадочных русских романов ХХ века, «Огненный ангел» Валерия Брюсова – одновременно является историческим, мистическим и автобиографическим. «Житие» грешников – оккультистов, – жаждущих запредельных знаний, приводит их либо к мученической смерти, либо к духовной опустошенности…

«…Настала  почти  полная  темнота. Понемногу в жуткости  этого мрака и в волнении ожидания стали стихать ещё раздававшиеся порой шёпоты и шелесты платьев, и всё общество, как бы в чёрную глубину, опустилось в молчание. Ещё после, в разных углах комнаты, вдруг послышались те самые потрескивания и постукивания, которые мне уже доводилось слышать с Ренатою и которые моё сердце встретило тоскливым биением. Потом медленно поплыли через всю комнату светящиеся звёзды, исчезая внезапно, и, несмотря на то, что тогда я уж не был новичком в явлениях магических, невольная дрожь овладела мною…»

В. Брюсов «Огненный ангел»

Валерий Брюсов – один из ярчайших поэтов Серебряного века, основоположник русского символизма, декадент и мистик. В его личности парадоксальным образом сочетались высочайшая эрудированность и пламенный интерес к спиритуализму, внешняя сдержанность и бурный внутренний темперамент, приверженность семейной жизни и неустанные любовные романы на стороне… Его роман «Огненный ангел», как писал Андрей Белый, – «избранная книга  для  людей,  умеющих  мыслить  образами  истории»…

По своему авторскому замыслу Брюсов предполагал воссоздать в романе широкое полотно исторической жизни Германии ХVI века, дать развернутую характеристику гуманизма и реформации, анабаптистского движения и контрреформации. В ряду действующих лиц повествования «Предисловие переводчика» называет ведущих оккультистов XVI столетия Агриппу Неттесгеймского и Иоганна Вейера, главного инициатора протестантской Реформации Мартина Лютера и крупнейшего ученого Северного Возрождения Эразма Роттердамского. Большое место в романе должна была занять также проблема ведовства, затронутая опять же в историческом аспекте. Характеризуя «тайные знания» – «ведовство, магию, кабалистику», – Брюсов называл их «самыми темными суевериями человечества».

Перестановка акцентов в авторской концепции произведения связана, прежде всего, с выдвижением на передний план в сознании Брюсова реальных обстоятельств из собственной жизни – в романе находит отражение «любовный треугольник», связывавший самого поэта с Ниной Петровской и писателем-символистом Андреем Белым.

В 1920-х гг. сюжетом «Огненного ангела» заинтересовался композитор Сергей Прокофьев. Одноименная опера была закончена в 1927 году, однако в отличие от Брюсова, сконцентрировавшемся в своем романе на проблеме любовных взаимоотношений, Прокофьев, в то время сильно увлекавшийся христианской наукой, сосредоточился, работая над оперой, на куда более глобальных философских вопросах…