Бал

Вторник, 18:30;

 

Дата выпуска: 27.05.2016

Жанр своего сочинения «Свадебка» Игорь Стравинский определял как русские хоровые сцены с пением и музыкой. В центре произведения – свадебный чин, оформленный по старославянскому обряду…

«Я хотел сочинить нечто вроде обрядовой церемонии, используя по своему усмотрению ритуальные элементы веками освященных в России деревенских свадебных обрядов», — писал композитор. Естественно, возник вопрос о текстах и изначальном музыкальном материале, то есть народных первоисточниках. «По мере развития замысла, — признавался Стравинский, — мне становилось ясно, что это не будет драматизацией свадьбы или сопровождением к сценическому спектаклю с описательной музыкой. Вместо того я хотел представить подлинный обряд путем прямого цитирования народного, то есть нелитературного стиха».

Поиски такого материала привели композитора к антологиям А. Афанасьева и П. Киреевского. У последнего Стравинский нашел нужные ему тексты для «Свадебки».

В свадебном обряде на Руси выделялись следующие моменты: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, девичник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда в дом невесты, стол в доме невесты, свадебный стол, послесвадебные обряды. Авторы программы «Бал» внимательно всматриваются в ритуалы свадебного торжества, расшифровывая их значения и поверья, связанные с ними…